Человек в разумной жизни вселенной

ФИЛОСОФИЯ

Герасимов Анатолий Макарович

Человек в разумной жизни вселенной.

В этой статье я делаю попытку показать существование универсального разума во вселенной, начиная от человека, и, заканчивая мировым континуумом, а также объяснить механизмы взаимодействия разных его видов в сохранении мировой гармонии. Статья не является «научной» в строгом понимании этого слова, но есть концепция, основанная на осмыслении близких по теме взглядов философской и теологиче­ской направленности в несколько нетрадиционном ракурсе. При этом особое внимание уделяется «человеку разумному», его месту и назначению в человеческом социуме, а также влиянию на его развитие или самоуничтожение.

Терминология, которую я использую, несколько отличается от принятой и обусловлена моим собственным пониманием данной проблемы.

Предлагаемая терминология.

Видовой социум — это мыс­лящая совокупность элементов мате­риального мира, обладающих общими призна­ками.
Сознание – это индивидуальное ощущение бытия. Сознание пассивно.

Рассудок – это производная часть носителя сознания, управляющая поведением носителя в конкретных условиях бытия Р.- способен к эволюции. Он обеспечивает самосознание носителя, данное ему в личных ощущениях (его «Эго»). Рассудок активен.

Основная функция рассудка – обеспечение продолжения рода и, исходя из этого, стремление к самосохранению.

Разум – конструкция, направляющая деятельность рассудка, исходя из заложенной в ней сверхзадачи. Разум может быть видовой и индивидуальный.

Сознание и рассудок животного.

Способ воспроизводства, сравнительная характеристика строения организма, об­мена ве­ществ человека и животных, наличие атавизмов у человека, говорят о родстве или, по крайней мере, о длительном периоде совместного пребывания их в относи­тельном симбиозе на нашей планете. Важнейшим свойством сознания является способность отражать мир. Нервная система животного и его мозг получают информацию из вне, и перерабатывают ее путем сложных биохимических и биофизических реакций. Но их органическая природа не способна донести до организма и воспроизвести в целом общую картину передаваемых ощущений. Представим, что сидим в кинотеатре. Из кинобудки вырывается сноп света и падает на экран. В самом потоке мы не различаете информации. Но на экране видны происходящие события. Так же в радио, телевидении, телефоне. Значит, нужен воспринимающий экран. Такой экран не может быть органического или неорганического происхождения. Должно быть энергетическое поле, являющееся функцией или продуктом самого мозга. Это поле – есть сознание.

Рассудок животных представлен сложной биолого-кибернетической само регулируемой и само обучающейся сис­те­мой, созданной природой для адекватного управления организмом в условиях окружающей среды. Мышление животных осуществляется образами и про­стейшими символами, значе­ние которых напрямую связано с удовлетворением их есте­ственных потребностей и продолжением рода. Оно строго детерминировано с природой и имеет лишь ограничительные видовые барьеры, препятствующие конфликтам с ней.

Итак, организм животного в процессе своей жизнедеятельности создает три энергетических поля.

1. Биополе первого порядка, как результат проявления биохимических и биофизических процессов в живом организме. Оно, как кокон, охватывает все тело.

Его напряженность неравномерна и возрастает по направлению к головному мозгу.

2. Биополе второго порядка ( сознание), создаваемое мозгом для общего восприятия, поступающей извне информации.

3. Биополе третьего порядка (рассудок)

Главное отличие животного от человека в том, что его рассудок не обладает волей, свободой выбора и нравственной составляющей поведения.
При достижении в ходе эволюции живого организма высшего и предельного для него уровня биологического развития он получает из энергетического поля вселенной сгусток особого рода сформированной энергии. Соединившись с рассудком, она просветляет его самосознание, дает особые инструменты видения и познания мира, накопления, анализа, использования и обмена информацией. Наделяет человека волей, правом свободы выбора, показывает путь самосовершенствования в соответствии с общими законами развития мирового континуума. Человек становиться, как бы доверенным лицом Высшего Разума, посредником между ним и органической природой.

Я предлагаю объединить эти основные составляющие в единый термин и условно назвать их общим, знакомым нам термином, — «Душа». Это четвертое энергетическое (ментальное) поле, присущее лишь человеку.

А. Индивидуальный разум.

Душа человека.

Примечательно, но еще Макарий Великий, в своем толковании видения пророка Иезекиила объяснял: «Че­тыре животныя, носящия колесницу, представляли собою образ владычественных умственных сил души. Как орел царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями; так и в душе есть более царственные силы умственные, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управ­ляется душевная колес­ница, в них почивает Бог».

Вынесу пока за скобки механизм появления у человека этой конструкции. Скажу лишь, что, по моему мнению, душа не является продуктом эволюции природы и, следовательно, не подчиняется ее законам. Это дух, мен­тальное тело, обособлен­ное в виде особой энергетической, но в тоже время материальной, субстанции, и, несущее в себе общие понятия законов вселенной и нравственности, а также механизм их исполнения. Таким образом, мышление человека пред­ставляет совокупность души и рассудка. Как я допускал выше, душа состоит из трех частей: 1.Общей матрицы Бытия ( совесть). 2. Разума. 3. Воли.

Общая матрица – это конструкция из общих понятий и принципов Бытия. Ее описал еще И.Кант в «Критике чистого разума» (категории). Она состоит из двух частей — онтологи­че­ской и морально-нравственной. Онтоло­гическая часть содержит общие принципы бытия – пространство, время, вселенная, ис­тина, свобода, Бог, душа, бессмертие. Она гармонизирует отноше­ние человека с ок­ружающим миром, направляет его познания, ориентирует определение высших ступеней в иерархии ценностей и гармонию Бытия.

Другая, морально-нравственная часть, состоит из понятий добра и зла, долга, справедливости, любви и т.п. моральных ориентиров. Эта, вторая, часть матрицы с достаточным основанием может быть названа Совестью.

Для чего создана такая конструкция? Она облегчает человеку возмож­ность отличить зерна от плевел. Опытные, эмпирические знания, получаемые челове­ком, еди­ничны, а потому случайны и, что бы не было хаоса в мышлении, ему заранее закладыва­ются априорные всеобщие и необходимые понятия о получаемых впослед­ствии знаниях. Кирпичики эмпирических знаний, отвечающие требованиям понятий матрицы, укладыва­ются Разумом в ячейки конструкции, возводя здания не только научных открытий, но и морали. Достаточно укрепившись, они сами могут стать осознанным руководством к дей­ствию человека.

Хочу подчеркнуть, что все категории, заложенные в матрице, первона­чально, до опытно, не могут быть осознаны человеком, так как не несут никакой кон­кретной инфор­мации. Они являются лишь шаблонами, контрольными понятиями особенно важными в до-эмпирической фазе развития личности и в период накопле­ния жизнен­ного опыта.

Разум.

Поскольку Разум есть составная часть души, он также не является продуктом эволюции.

Разум, как и Душа в целом, дается человеку в качестве инструмента свободы выбора, регулятора осознанного нравственного существования и самосовершенствова­ния. Разум, объединившись с рассудком, становится направляющей и корректирующей частью мышления человека. Он помогает рассудку сделать правильный выбор, но не подавляет его. Взаимодействия рассудка с Разумом, по моему представлению, происходит следующим образом. Решая задачи, поставленные извне или изнутри организма, рассудок соотносится с памятью и, если находит в ней положительный опыт решения, то предпринимает самостоятельные действия. Элементарные задачи взаимодействия со средой могут вообще решаться на уровне рефлексов. В случае отсутствия в памяти соответствующего опыта рассудок, обработав поступившую информацию, выносит предварительное решение на рассмотрение диспетчера — Разума. Тот накладывает его на матрицу — Совесть. При этом Совесть выступает не в роли блокировщицы, а в роли помощ­ника – консультанта. Получив сигнал о наличии противоречий, Разум может или от­менить реше­ние рассудка, или разрешить реализацию.

Таким образом, человек сам должен решать, как ему поступить. В этом и заключа­ется главная и определяющая особенность человека – свобода его выбора.

Воля.

Таким образом, человек может проигнорировать предупре­ждение Совести и принять приятное для чувств, но пагубное для развития личности решение об удовлетворении своих желаний. Но во власти человека задуматься о нравственных по­следствиях такого решения, прислушаться к своей Совести и избежать искушения с по­мощью третьей части Души – Воли.

Воля применяется Разумом в том случае, когда надо преодолеть сопротивление рас­судка. Это всегда насильственная, неприятная для сознания операция. Часто исполь­зуемый ме­ханизм Воли тренирует Душу, делает проще и безболезненней ее примене­ние. И наоборот. Любое, даже незначительное «послабление» Разума в пользу рас­судка при несогласии Совести не проходит бесследно. Приятное и легкое всегда проще принять, чем трудное и ма­лоприятное. Жить «не раздумывая» легче, чем об­ременять себя долгом и заботой, о ком-либо. Поэтому человек, давший себе послаб­ление однажды, с большей легкостью пойдет на следующий компромисс. Частое потакание человеком своим чувственным, но чрезмерным желаниям приводит к тому, что Воле все труднее подключаться к нейтрализации неправедных решений, Разум все реже апеллирует к Со­вести, Матрица перестает напол­няться «кирпичиками» положительного опыта и посте­пенно атрофируется за нена­добностью. Рассудок, не получая отказа от Разума, постепенно перестает обращаться к нему за «экспертизой» и начинает принимать окончательные решения на своем уровне. Человек все глубже и глубже опускается в трясину безнравственности. Разум, теряющий свои функции, постепенно угасает и едва теплится в человеке.

Обратная картина бывает, если человек следует велениям своей Совести. В этом слу­чае, как отмечалось выше, абстрактные априорные категории его «Общей матрицы» заполня­ются эмпирическими кирпичиками его собственного опыта, обо­гащают и просветляют Душу человека, делают ее совершеннее.

На пути само совершенствования человек не должен искать оправданий своим не­благо­видным поступкам, дескать «нечистая сила попутала, я тут не при чем», не должен ссылаться на происки против него, каких-то злых потусторонних сил. Он должен исходить из того, что в каждом греховном человеке сидит свой собственный дьявол, который посто­янно искушает его. При ослабленной Совести и ложных жиз­ненных приоритетах дьяво­лом человека становятся его чрезмерные необузданные желания, которые, не находя со­противления со стороны Разума, постепенно захваты­вают человека, низводя его на уро­вень ниже животного; поскольку у последнего имеются природные ограничительные барьеры, позволяющие выживать тому или иному виду, а у человека свобода выбора по­зволяет переступить через любые барьеры.

Таким образом, можно сделать вывод, что Общая матрица Бытия да­ется человеку в на­зидание и для ориентации; Разум – в управление, познание и развитие; Воля – для разрешения противоречий; а Душа в целом – во спасение (о последнем – ниже). Можно предположить, что такие энергетические образования стандартны и появляются в необходимом количестве в социуме, субъекты которого достигли необходимого уровня развития, для воссоединения с ними в определенный период их жизни.

Б. Коллективный Разум социума.

В природе есть масса подтверждений существования коллективного разума. Возьмем органический мир и начнем прямо с человека. Его мозг состоит из элементов, каждый из которых не обладает рассудком, но все вместе они его создают. Как говорилось выше, он является плацдармом для размещения Души с ее Разумом. Это индивидуальный Разум. Теперь вспомним жизнь муравейника. Каждая бу­кашка – это биологи­ческий робот и она не разумна. Но все вме­сте они занимаются разумной, целенаправлен­ной работой, где каждая из них знает свои обязанности. Такое возможно только при воз­никновении особого, объединяющего их поля, образующего коллективный разум. То же можно сказать о пчелах, термитах и т.д., Это же относится прак­тически ко всем стадным животным. Глав­ное, чтобы число составляющих его элементов было достаточным для возникновения не­обходимых связей. Несколько лет назад на побережье Южной Аме­рики выбросились ты­сячи дельфинов, в основном самки с детенышами, Много таких слу­чаев с китами. Лемминги, внезапно собираются в огромные стаи, мигрируют и бросаются с берега в реки и озера. Что тол­кает животных на смерть? Ученые объясняют это нехват­кой питания, загрязнением среды обита­ния, инстинктом терри­тории и прочее. Они счи­тают, что для сбалансирования природы она вложила в живое существо две противобор­ствующие про­граммы: тягу к жизни и са­моуничтожению. Не буду с ними спо­рить. Только внесу некото­рую поправку. Эта программа, если и заложена, то не в отдель­ную особь, а в их коллективный разум, представляющий собой «видовой социум». Несомненно, что каждое отдельно взятое животное не наме­рено погибать, у него действует ин­стинкт самосо­хранения. Но, когда социум перехо­дит определен­ную черту безопасности, то у него включается ме­ханизм само­уничтожения. Вот он и гонит ничего не подозре­вающую особь к ро­ковому концу.

Мне могут возразить, как может социум направлять, образующий его вид, на самоуничтожение, когда при этом должен погибнуть сам? В данном случае видовой социум представляет собой одну из разновидностей коллективного Разума широко распространенного во вселенной. Такой социум не об­ладает сознанием и рассудком, а наделен только чистым разумом без других составляющих души и является, чем-то вроде кибернетической машины. Он мо­жет логически мыслить, анализировать, саморазвиваться, но у него нет чувства «Я» и, стало быть, нет ин­стинкта самосохранения. Если он понимает, что дальше разви­ваться не может, то чтобы не нанести вреда окружающему миру, включает механизм самоуничто­жения.

Все сказанное не может не относится к обществу людей. Поэтому можно предполо­жить, что развитие цивилизации есть целенаправленная деятельность видового социума или Разума всего человечества. Учитывая, что уровень развития цивилизации на Земле достиг тупиковой стадии и находится в стагнации, а само общество превратилось в агрес­сивных потребителей, не исключена вероятность включения механизма самоуничтожения нашего социума, как это, видимо, неоднократно происходило и раньше в истории челове­чества.

Таким образом, любой тип разума представляет собой пОлевую энергетическую субстанцию, лишенную чувства «Я», не обладающую эмоциями, но наделенную рациональным творческим началом и стремлением к гармонии. Таким образом между индивидуальным и коллективным (видовым) разумом есть принципиальная разница. У человека, взаимодействуя с его рассудком и сознанием, данный ему разум в составе души создает одухотворенную личность, познающую себя и окружающий мир, а также предоставляет право свободного и самостоятельного выбора пути к достижению гармонии в соответствии с полученной «матрицей бытия». Возможно, подобные энергетические образования возникают в биологических этносах и соединяются со своими потенциальными носителями при их необходимой эволюционной развитости.

Видовой разум лишь творчески корректирует и направляет эволюцию своего социума в целях развития мирового континуума и достижения всеобщей гармонии, определяемой Вселенским разумом. При этом, видовой разум коллективных живых существ стремится к сохранению и развитию популяции, не вступающей в противоречие с законами природы. Коллективный разум человечества, направляя движение общества, базируется на тенденциях развития индивидуального разума большинства людей, их самостоятельного духовного совершенствования.

Что касается небиологического разума, то не стоит забывать, что органическая материя есть не что иное, как особым образом сорганизованная неорганическая. Вряд ли, логически мыслящий человек решиться утверждать, что в материальных образованиях при определенных условиях не могут возникать достаточно устойчи­вые связи, подходящие для возникновения мыслительных процессов. Во всех кос­мических образова­ниях, достаточных по объему материи, про­исходят внутренние химические и энергетические про­цессы, ко­торые нужны для их существования. Все переживают периоды младенчества, взросления, ста­рости и, наконец, смерти, переходя в другие виды материи и энергии. Многие из них могут быть по-своему разумны. Так что биоло­гическая форма разума далеко не единственная, но занимает исключительно значимое место, в иерархии интел­лектуальных ценностей.

В. Откуда появился Разум?

Теперь возникает законный вопрос – если Разум не продукт эволюции, то каким образом появилась Душа у человека с ее Разумом, волей и совестью, а так же видовой Разум с его императивом «не навреди» окружающему миру? Думаю, что причину надо искать в мировом континууме. Но для этого надо принять за аксиому истину, что бесконечная вселенная существовала, существует и будет существовать вечно. Первородный хаос, который был, как утверждают некоторые, первичным не мог иметь никаких само организующих начал и тем более не был способен создавать какие-либо законы своего развития (если бы мог, то это уже не хаос, а Разум).

Если принять вышеуказанную аксиому, а, также, согласившись с наличием целесообразности и жесткой детерминированности в природе, мы не можем не прийти к выводу, что только организующий и обязательно разумный фактор Мироздания может проявлять целесообразность в действиях, создавать законы природы, определять направления и осуществлять «эволюцию», т.е. развитие материи на пути к какой-то ведомой только ему цели

Таким образом, аксиома о вечности и бесконечности мирового континуума должна быть дополнена категорией его разумности.

Можно предположить, что разум вселенной, как сущности, не обладает эмоциями в привычном нам понимании. Его механизм и направленность деятельности относятся к разряду трансцендентных проблем. Единственно, в чем можно быть уверенным, что деятельность этой сущности направлена на самосовершенствование, обеспечение порядка и гармонии мирового континуума.

Вполне вероятно, что для управления локальными процессами во вселенной мировой Разум создает разумные образования, наделяя их определенной сверхзадачей, направленной на общую гармонизацию развития.

Но, если видовой Разум нацелен на гармонизацию и соблюдение баланса на местах, то наделение человека Душой с ее сознательным стремлением к достижению нравственного совершенства имеет принципиально другие цели. Душа – это данное человеку «сверху» ментальное образование — после его смерти не исчезает, а входит в контакт с мировым Разумом, неся ему информацию о механизмах и путях сознательного нравственного самосовершенствования. Возможно, такая информация ему нужна для конструктивных целей. Не исключено, что носитель созревшей «нравственной» Души будет иметь в будущем преференции, и в случае реинкарнации вновь получит Душу для «воспитания». В противном случае подобного не случиться и носитель останется животным, ибо человек без морали и есть животное.

Серия публикаций:

Теории, гипотезы, открытия

96
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments