Читка

Психея

Психея может жить на земле, но её настоящая стихия – воздух. Лёгкая и нежная Психея летает на больших крыльях, похожих на крылья бабочки. Она смотрит из поднебесных высот, кто о чём мечтает, слушает, какие желания высказывают люди, поднимая глаза ввысь. Опускаясь на землю, Психея творит песни из человеческих фантазий и поёт их тем, кого встретит. Фантазии возвращаются на землю, воплощённые в стихи и гитарную музыку. Возможно, Психее не нужно человеческое тело. Она создана из такого же воздуха, в котором происходит её полёт. Крылья бабочки – самая осязаемая часть Психеи. Благодаря крыльям Психея поднимается на небо и ходит по земле. Те, кто хочет послушать песни о своих мечтах, прикасаются к руке Психеи, и она понимает их. Случается так, что Психея сама находит того, с кем хочет поговорить о его мечте.

Воздушная Психея играет выбранную ею роль. Хрупкость Психеи нашла пространство, где ей будет уютно. Это искусство актёрского и поэтического мастерства. Им можно отдать внешнюю оболочку и мечты. Искусство находится на границе между небом и землёй. Роль Психеи – полёт и сложение песен. Когда у спектакля Психеи появляются зрители, мечта Психеи разговаривает с другими мечтами. Психея перебирает гитарные струны, и музыка разливается, как сотни тонких ручейков. Роль Психеи наполняет всю её жизнь, и в то же время об этой главной роли нельзя говорить многими суетными словами. Смысл роли можно передать, сказав одну фразу.

– Дама в плаще – моя душа, её никто не может играть, – говорит Психея.

Учась в одиннадцатом классе, Психея играет свою самую важную мечту в жизни. Мечта Психеи – чтобы её фантазии, песни и театр воплотились в любовь к тому, кто для неё лучше всех на свете. Найдёт ли любящая душа отражение в другой душе?

Ветра

В обычной жизни Ветра казалась восьмиклассницей. Конечно, она выглядела очаровательной школьницей – тонкой, нежной, похожей на лучик света. Но Ветра могла жить и в другом пространстве – поэзии и гитарных аккордов. Такое пространство нельзя потрогать руками. Это атмосфера творческой и мечтательной личности. Ещё Ветра приходила во вполне осязаемое пространство, но наполненное романтикой бардовской песни. Она стала частой гостьей в студиях звукозаписи, находившихся в цокольных этажах. Чаще всего Ветра слушала музыку в одной из студий, самой уютной. Но Ветре довелось познакомиться со многими пристанищами гитаристов. В реальной жизни у большинства гитаристов случалось что-то грустное, но, приходя туда, где звучала музыка, они понимали, сколько света есть у каждого в сердце и как приятно разливать свет по миру. Ветра с нежностью относилась к душевным порывам тех, кого встречала в музыкальном мире. Она сама хорошо знала. Насколько сильным становится желание сыграть на гитаре все переливы своих чувств. Для музыкантов Ветра стала сестрой, понимающей творческие и человеческие проблемы. И всё-таки один из музыкантов стал самой нежной струной в душе Ветры. Он играл на гитаре, а Ветра, хотя и понимала каждую ноту его игры, кокетливо делала вид, что не может попасть в такт. Любимый Ветры улыбался, глядя на неё, и повторял несколько звуков мелодии, огромной, как будто льющейся через край. Ветра ещё раз повторяла аккорды, опять ошибаясь. Музыкант повторял правильное звучание. Это казалось диалогом между теми, кто не решался выразить словами то, что их переполняло.

Вместе с Ветрой на репетиции и концерты гитарной музыки приходила Земфира, её школьная подруга. Земфира не писала песен, но с восторгом и вниманием слушала песни Ветры. Сочиняя мелодии, Ветра всегда знала, что у неё есть человек, для которого это важно.

Вскоре Ветра и её любимый стали играть дуэтом. Их голоса звучали в унисон среди множества голосов и песен. Земфира с улыбкой говорила, что она стала поклонницей музыкального дуэта Ветры и гитариста. Подруги выглядели очень по-разному. Ветра – хрупкая и бледная, Земфира – яркая, с густыми и длинными чёрными волосами. Небесная мелодия и земная энергия.

Любовь к музыканту соединялась в Ветре с любовью к полётам – в творчестве и в воздухе. Иногда Ветра отвлекается от любви и сливается с волнами воздуха, чтобы её мечта освободилась от бытовых деталей. На земле у неё есть гитара, любовь и дружба. В парении Ветра живёт только фантазией. Волшебный полёт вдохновляет Ветру на поэтические строки и гитарные мелодии. Из полёта Ветра возвращается на землю, в приют гитаристов. Она берёт за руки любимого и подругу Земфиру, без которых соскучилась, порхая по облакам. Музыканты с радостью встречают Ветру, трепетную душу студии звукозаписи. Она принесла из путешествия много вдохновения, которым поделится с единомышленниками. В честь своего возвращения Ветра устраивает спектакль, где играет заметную роль.

– Вот на руку тебе колечко,
Серебряное, как слеза.
Когда колечко почернеет —
Ко мне на выручку спеши.

Лети, пока не сломишь крыльев,
А сломишь — так иди пешком.
А если ж мертвою застанешь,
Знай, я была тебе верна.

Фантазии Ветры превращаются в стихотворно-театральное действо. Музыканты аплодируют Ветре.

Земфира

В темноте под платком чёрные глаза «цыганки» горели яркими огоньками, а из-за малиновых губ сверкали две ослепительно белые полоски зубов.

Л. Чарская, «Приютки»

Глядя на Земфиру, люди часто принимали её за цыганку. По словам Чехова, третья часть русской крови состоит из цыганской. Может быть, в Земфире отразились если не национальные, то романтическо-поэтические признаки роковой цыганки – нежно смуглый цвет кожи и роскошь тёмных волос. Земфира любит слушать гитарную музыку, хотя не пишет её сама. Она с интересом слушает песни школьной подруги Ветры. Иногда Ветра с улыбкой говорит, что она стала бы самым популярным музыкантом, если бы все слушатели восхищались ею так же, как Земфира. Грёзы Ветры легче воздуха, Земфира хранит их, как самую дорогую коллекцию.

Земфира слишком тесно связана с землёй. Если она не получит энергию от жизни, существование Земфиры станет трудным. Кому-то нужны силы от мечты, а кому-то – от жизни. Каждый имеет свою сущность. В реальности есть земная любовь и цели накопить себе благополучие. Земфира уже знает, что это такое, когда любовь заполняет сердце. Что плохого в том, что в своих мечтах она рисует будущую семью? Но и восторг перед песнями Ветры занимает в мечтах Земфиры важное место. Благодаря Земфире Ветра сохраняет уверенность в том, что без её песен не обойдётся ни одна концертная площадка.

Земфира стала замечать, что гитарная музыка превращается для неё из кумира во что-то близкое и естественное. Творчество приобрело для Земфиры сходство с жизнью. Возможно, это такое отдельное пространство – волнительное, как фантазия, и тёплое, как земная энергия. Теперь Земфира стала немного иной, чем раньше, более задумчивой и мечтательной. Она не знает точно, почему в ней произошли интересные, но непонятные перемены.

– Ты становишься не только человеком, но и мечтой, – мягко объяснила Ветра. – Свет творчества вошёл в тебя, и в тебе появилось что-то новое.

– Но я же не пою и не играю сама, – возразила Земфира.

– Твоё присутствие напоминает о вольном цыганском духе, о свободном напеве. Возможно, тебе не приходится играть цыганку на сцене, потому что ты являешься ею в жизни. Было бы трудно создать художественный образ, естественный больше, чем ты сама.

Земфира часто притягивала Ветру к земле, не давая ей окончательно раствориться в грёзах. Мечта Ветры выглядела в земной жизни, как картина в раме. Но Ветра обладала своей собственной энергией – энергией мечты и поэзии. Тонкие музыкальные пальцы Ветры взяли за руку Земфиру, и Земфира пошла вслед за подругой в мир искусства. Там Земфира сама стала мечтой, а бытовые переживания превратились в чарующие мелодии. Ведь поэзия принимает разные облики. Иногда она выглядит внешне, как гитарные струны, а иногда – как жизнь.

Лесовица

В это зелёное царство уходила моя душа, летела мысль, быстрая, как птица… И поднималась я тогда, как на крыльях, вольная, гордая, могучая дочь леса, дитя чащи, сильное дитя. Я забывалась на ложе мха и цветов… Я была горда и счастлива, как царица. Ведь он был мой и всё его было моё!..

Л. Чарская, «Лесовичка»

Лесовица ходила в театральную студию, находившуюся в доме культуры. Актёрская игра помогала Лесовице сохранять мечту в душе, а вместе с тем – красоту и очарование лица. В мире происходит много такого, от чего можно впасть в отчаяние. Но искусство спасает человека от неуверенности, вдохновляет на новые свершения. Лесовица занималась в студии вместе с подругой Водяной Девой, с которой они учились в девятом классе. Особенно любимой ролью Лесовицы стала Франциска из пьесы Марины Цветаевой «Конец Казановы». Лесовица любила природу так же, как Франциска любила лес, где жила. При этом вьющиеся каштановые волосы Лесовицы напоминали о рыжине волос героини.

Лесовица на одном дыхании читала текст Франциски:

– Чтоб над моей фатой

Три сотни фландрских кружевниц

Ослепло… Чтобы ниц –

Народы… И когда мой князь

Взойдёт – весь водомёт

Шелков, кружев – все бархата! –

И принца-жениха

В придачу – весь венчальный хлам –

Всё, всё к твоим ногам!

С недавнего времени улыбка почти не появлялась на губах Лесовицы. Её любимый мальчик болел затяжной болезнью. Ему требовались дорогие лекарства. Лесовица расстраивалась не меньше его родителей. Она думала о том, где достать денег на его лечение. Если устроиться торговым агентом, придётся не один день ждать, пока наберутся проценты с продаж. А лекарства нужны уже сейчас. Лесовица размышляла, где бы достать крупную сумму сразу.

Рядом с театральной студией Лесовицы собирались участники поэтического объединения. Объединение состояло из людей много старше Лесовицы, но она познакомилась с некоторыми из них, они разговаривали, если оказывались в доме культуры в одно время. Лесовица слышала, что поэты собирают деньги, чтобы издать коллективный сборник. Она решилась на рискованный шаг. Во время одного из занятий литобъединения Лесовица пришла к поэтам и чуть срывающимся голосом попросила о помощи. Она придумала историю, что якобы ждёт ребёнка, у которого нет отца и вряд ли предвидится. Лесовица добавила, что на неё можно смотреть с осуждением, но сейчас ей очень нужны деньги. Она попросила помочь ей суммой, собранной для издания книги. Честно говоря, Лесовица не особенно надеялась на помощь соседей по дому культуры. Но руководитель объединения сразу ответил, что юной матери надо помочь не раздумывая. Остальные не возражали, и Лесовица ушла с конвертом, где лежали деньги, предназначавшиеся для сборника. Она понимала, что достала деньги благодаря обману, но ведь они требовались для мальчика Лесовицы. Уже не оставалось сил смотреть на его состояние.

Лечение мальчика пошло вперёд. Лесовица и Водяная Дева его навещали. Можно было немного расслабиться, и Лесовица снова ходила в студию с радостным настроением. Она не всегда встречалась там с поэтами. Получилось так, что её видели редко и не все. Но со временем у поэтов появились подозрения. Они стали задумываться, кто из них когда встречался с Лесовицей и в какой месяц она могла родить. Выходило так, что Лесовица не изменилась внешне и не изменила образ жизни. Она по-прежнему играла на студийной сцене, ходила на дискотеки, смотрела выступления танцовщицы Жюльетты… Женщины-поэтессы знали, что у матери новорождённого ребёнка не может ни на что оставаться времени. А если Лесовица находит время на все любимые дела, значит, тут не сходятся концы с концами…

Однажды самые взрывные люди из литобъединения подошли в коридоре к Лесовице и спросили её, когда она всё-таки должна родить и почему не расскажет, как назвала ребёнка и не покажет на фото, кто это – мальчик или девочка. Как раз в то время любимому Лесовицы стало совсем легко. Лесовица тяжело переживала все эти события. Она моментально заплакала и призналась, что не ждала ребёнка, но использовала деньги для того, чтобы помочь своему мальчику.

— Почему же ты не рассказала, что он болеет? – спросил руководитель. – Мы бы согласились отдать деньги на это.

Лесовица вздохнула. Она почему-то боялась, что в историю с болезнью мальчика могут не поверить, ведь сейчас дают столько объявлений с подобными просьбами. История про беременность показалась ей убедительнее. Лесовица оговорила себя, чтобы приблизить здоровье мальчика. Теперь она уже и сама не понимала, почему решила, что в беременность поверят скорее, чем в болезнь.

Поэты задумались вместе с Лесовицей. На самом деле, вокруг много объявлений с просьбами о помощи во время беременности или болезни. Кто знает, сколько в них правды? С другой стороны, а если любая из этих историй окажется правильной? Так и получается, что, когда предлагаешь деньги, они никогда не бывают лишними.

Лесовица помирилась с поэтами и пригласила их на концерт латиноамериканских танцев, которыми она тоже занималась в доме культуры. Всё-таки должно оставаться место и для мудрых рассуждений, и для веселья.

Водяная Дева

Она уже более не казалась мне феей, но её большие светлые глаза, загадочно-прозрачные, точно глаза русалки, её великолепные белые, как лён, волосы и изящные черты немного надменного личика с детски чарующей улыбкой невольно заставляли любоваться ею.

Л. Чарская, «Княжна Джаваха»

Водяная Дева с интересом смотрела на Лесовицу в спектакле «Конец Казановы». Подруга выглядела очень эффектно и ярко в роли влюблённой Франциски. Эта постановка стала для Водяной Девы самым гениальным шедевром современной драматургии. Когда Водяную Деву и Лесовицу видели вдвоём в жизни, им часто задавали вопрос, не сёстры ли они. Девочки смеялись и отвечали, что они только одноклассницы. «А вы похожи, как будто зеркальные отражения!» – часто говорили им. Сейчас Водяная Дева задумалась об этом сходстве. Ей казалось, что роль Франциски, так украсившая Лесовицу, украсила бы и Водяную Деву. Водяная Дева робко попросила подругу уступить ей эту роль в очередном показе «Конца Казановы». Лесовица с радостью согласилась. Ей и самой уже немного надоело играть наивную девочку, она хотела попробовать себя в амплуа комической старухи.

Водяная Дева репетировала роль Франциски. Она с упоением читала цветаевские строки, но вот когда начинала играть сама, что-то мешало войти в образ. Начать хотя бы с того, что, если в реальной жизни люди часто путали Водяную Деву и Лесовицу, на сцене проявились те черты девочек, которые резко отличались. У Лесовицы – каштановые кудри и глаза цвета леса, между коричневым и зелёным, родинка под правым углом губ. У Водяной Девы – волосы, текущие вниз бледно-золотистой струёй и печальные глаза цвета аквамарина. Лесовица полностью похожа на лесную фею, а бледный облик Водяной Девы не соответствует этому образу. А главное – характер героини. Задорно улыбающаяся Лесовица готова помчаться за любимым хоть на край света, хоть в морозную ночь, и уверена в том, что он должен взять её с собой. Она обращается к нему с требовательной интонацией, хотя и с весёлой, отстаивает право на любовь. Водяная Дева, играя ту же самую сцену, умоляет Казанову как о милости не бросать её, следует за ним трепетной тенью. Её признание в любви звучит нежно и грустно, она отдаёт во власть любимому свою душу. Такое исполнение тоже смотрится интересно, и всё же это не совсем Франциска.

– Я отказываюсь играть, – наконец сказала Водяная Дева. – Всё-таки это твоя звёздная роль, и ничья больше.

– У тебя тоже случится звёздный час, – стала успокаивать её Лесовица.

– Сомневаюсь. Не понимаю теперь, почему нас так часто называли похожими. Ты талантливая, в тебе есть огонёк, а я…

– Наверное, у нас с тобой есть сходство в романтичном взгляде на мир и в умении мечтать.

Лесовица задумалась о том, как же найти для Водяной Девы её главную роль. И внезапно она разгадала эту загадку.

– Знаю! – воскликнула Лесовица. – Я играла девочку, которую нашли в лесу! А тебе нужна роль девочки, которую нашли в воде!

Театральная студия поставила спектакль по сказке «Русалочка». Главную роль исполняла Водяная Дева. В этот день Лесовица пригласила на премьеру мальчика из параллельного класса, с которым Водяная Дева уже давно обменивалась томными взглядами. Водяная Дева вышла на сцену в роли Русалочки. Актриса полностью походила на героиню пьесы и внешне, и внутренне. Хрупкое неземное существо могло рассказывать о любви и словами, и даже без слов. Её любовь становилась заметной сразу. Сама Водяная Дева олицетворяла чистую и нежную любовь, которая зарождается, ещё не зная, получит ли она ответ. Из зала на неё смотрел мальчик, вздыхающий в сторону Водяной Девы. Её вдохновенная игра раскрыла сердечные тайны актрисы. Любимый Водяной Девы понимал, что любовь к нему подарила Водяной Деве талант и интерес к актёрскому искусству. В этот день любовь Водяной Девы и мальчика наполнилась дыханием жизни.

Водяная Дева блистательно отыграла роль Русалочки и вышла на поклон. Премьера прошла на «ура».

Дочь Рыбака

Дочь Рыбака вглядывается в воду и мечтает уйти в водную стихию. В земном мире она выглядит обворожительной девушкой, учащейся в сельхозакадемии. Но Дочь Рыбака хочет превратиться в музыку, похожую на плеск волн, в чистый и свободный голос. На земле часто приходится молчать или обмениваться незначительными словами. Песня и мелодия могут жить только в воде. Дочь Рыбака училась вокалу и игре на пианино. Это помогло ей сохранять песню на земле. Те, кто впустил песню в свою душу, знают свой особенный язык. Дочь Рыбака могла бы полностью оторваться от земли, чтобы жить только водной мелодией. Но на земле её удерживает любовь к земному человеку. Дочь Рыбака мечтает о счастье в любви и о счастье в искусстве. Две мечты могут исполниться только в разных стихиях. Песня уводит Дочь Рыбака от земной жизни, но она всё ещё сопротивляется окончательному превращению в мелодию.

Дочь Рыбака любит своего любимого на земле. Земные отношения похожи на уютный дом, а мелодия – на беспрерывно движущуюся стихию. Дочь Рыбака играет музыку в своём сердце. Дочь Рыбака боится, что любовь может не оставить места для музыки, а музыка – для любви. Но всё чаще Дочь Рыбака обращается в сторону поющей воды. На земле она живёт всегда и всё о ней знает. Вода притягивает Дочь Рыбака своими загадками, спрятанными в глубине. Дочь Рыбака не знает, где её счастье. Она могла бы отказаться от физического тела и превратиться в мелодию, в морскую волну. Но как же она оставит любимого на земле?

Мучительные мысли появляются внутри Дочери Рыбака. Будет ли она счастлива в музыкальной гармонии, не имея человеческой судьбы? Дочь Рыбака высказывает свои сомнения в искусстве. Она играет на пианино и играет роль Ундины. Мечты Дочери Рыбака уже давно нашли воплощение в искусстве. Ей осталось только узнать себя в нём.

– Случалось не раз, что рыбак, подглядевши

Деву морскую – когда, из воды подымаяся тайно,

Пела она и качалась на зыбкой волне, – повергался

В хладную влагу за нею. Ундинами чудные эти

Девы слывут у людей. И, друг, ты теперь пред собою

В самом деле видишь Ундину.

Дочь Рыбака смогла жить по очереди на земле и в воде. Когда она находилась рядом с любимым, она чувствовала себя желанной. Попадая в глубину воды, Дочь Рыбака слушала шум волн, собирала музыкальные напевы, пела над водяной гладью. Восхищения Дочери Рыбака хватало на всё. Песни посвящались любви, а любовь наполнялась смыслом благодаря искусству.

Рая

Рая выбирает для себя земную жизнь. Сколько уже можно оставаться эфирной девочкой, верящей в сказки? Да не верит Рая ни в какие сказки и ни из каких она не из заоблачных миров. Сейчас Рая учится в шестом классе и сравнивает свой опыт мечтательницы с опытом обычных школьников, не замороченных на фантазиях. Она могла бы сделать шаг в сторону их жизни. Тогда Рае стало бы проще жить. Но проще – не значит легче.

На Рае останавливали взгляд люди, проходящие рядом с ней. Девочка с чёрными волосами и синими глазами, она занималась пением и даже, ах, играла на скрипке, изящном аристократичном инструменте. Рая пела в хоре на школьной сцене. Но сейчас, чувствуя душевный разлад, она не решалась прикоснуться к искусству музыки. Романтика песен и мелодий не попадала в такт смятению Раи.

На лестничной площадке Рая сидит в кресле, вынесенном из её квартиры. Кресло стоит на половике. Рядом стоит коробка с журналами. Рая любит посидеть здесь, когда хочет уединиться. Сейчас Рая читает журналы. Но, кажется, ей не удастся почитать в тишине. На площадку выходит соседка и начинает высказывать Рае претензии.

— Почему вы приволокли сюда кресло? – соседку несёт как по накатанной. – Оно занимает место и собирает пыль!

— Вы даже не ходите в ту сторону, где оно стоит, — Рая пытается возражать пока вежливо.

— На эту бандуру может наткнуться любой! А если кто-нибудь упадёт и переломает ноги? И всё из-за того, что вам захотелось рекреационную зону!

— То есть, если ваш муж придёт сюда на бровях, у него есть шанс напороться на кресло? Тогда, конечно, после пьянки его кидает по всему подъезду.

— Да ты на себя посмотри! Это к тебе приходят малолетние преступники и вы устраиваете бардак! Это вы пьёте алкоголь и ещё невесть чем занимаетесь!

Рая с размаху швырнула журнал в коробку и ушла в квартиру. Там она надела куртку и взяла рюкзак. На сегодня Рае хватило столкновений с реальной жизнью. Надо срочно поменять обстановку.

Рая пришла в школу на занятие театрального кружка. Репетировали «Фортуну» Марины Цветаевой. Рае предназначалась роль Розанэтты. Она долго собиралась с духом, чтобы приступить к работе. Сегодня Рая чувствовала такую усталость от бытовых проблем, что ей требовалось окунуться в струи искусства, которые могли бы освежить душу Раи. После долгой разлуки Рая играла в спектакле с новыми силами.

Рая запела песню чистым, нежным голосом, вырвавшимся на свободу из-за печати неуверенности.

– Чуть просияли глазки ваши,
И стало в городе светло.
– Быть золотого солнца краше,
Дружочки, наше ремесло!

– Как будто розою запахло…
Не вы ль зевнули, красота?
– Чтоб эта роза не зачахла,
Вам должно снять ее с куста.

— Куда бежишь, моя добыча:
Ведь все равно нагонит волк!
– Чуть поломаться для приличья,
Дружочки, наш священный долг!

На городской выставке картин появился портрет девочки с чёрными волосами и синими глазами. Она держала в руках розу и выглядывала из-за её пышных лепестков. Возле картины остановился мальчик, пришедший на выставку. Из рамы на него как будто смотрела незнакомка. Мальчик мечтал вызвать её к себе в реальный мир. Но девочка не торопилась выйти к нему из-за лепестков роз и слоёв краски. Её жизнью было искусство. Мальчик наполнился восторгом перед таинственным портретом. Где же ему найти прекрасную незнакомку? Она живёт в мире мечты, а он – на земле. Но иногда случается так, что мечта выходит из магического пространства в реальную жизнь. Надо только узнать её при встрече.

Автор публикации

2
графоманка
Комментарии: 7Публикации: 107Регистрация: 05-03-2018
97
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...


Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
 
avatar
5000