Детский страх – это чувство тревоги или беспокойства ребенка, вызванное угрозой жизнедеятельности или лишения комфорта и виды детских страхов бывают разные.
В результате воздействия родителей, других людей или же фантазии, самовнушения, дети продуцируют страхи. Часто в раннем возрасте у детей проявляется множество страхов, большинство из них без причин. В основном страх выполняет функцию самозащиты и самосохранения. Поэтому нельзя воспринимать страхи, как нарушение эмоционального состояния.
Одна из самых распространенных причин образования страха – это ситуации, связанные с болевыми ощущениями. Например, после того, как ребенок упал с горки или качелей, он боится высоты. Нередко сами родители способствуют образованию новых страхов у детей, запугивая их персонажами из сказок, милиционерами и пр., поэтому часто дети боятся находиться одни в темноте ночью.
Также важную роль в образовании страхов играет суждение окружающих. Часто родители или прохожие говорят детям: “Стой, упадешь!”, “Собака тебя сейчас укусит, будешь плохо себя вести!”, “Не приближайся к воде, утонишь!”. В результате ребенок беспричинно боится играть в подвижные игры, боится заранее всех собак, боится плавать. Такой страх может хорошо закрепиться на всю жизнь, в последствии его сложно будет преодолеть.
Гиперопека приводит к неуверенности и множеству страхов, связанными с ней, стрессам и переживаниям. Также влияют такие факторы как: генетическая предрасположенность и тип темперамента.
Виды детских страхов
В зависимости от причин возникновения виды детских страхов бывают разные:
- Навязчивые страхи. Страхи, возникающие при определенных обстоятельствах (страх большого скопления народа, страх высоты).
- Бредовые страхи. Проявляются при психических расстройствах, беспричинный страх (страх определенного предметаигрушкидействия).
- Сверхценные страхи. Фантазии, завладевающие ребенком. Некая одержимость (монстры под кроватью).
- Ночные страхи. Малыш кричит ночью, ворочается, зовет на помощь родителей, однако не узнает их. На утро ребенок ничего не помнит.
Многие страхи требуют своевременное искоренение. Начать следует с выявления причины страха. Это может быть доверительная беседа родителя и ребенка. В разговоре можно выяснить, чего конкретно ребенок боится, постараться объяснить ему неопасность объекта. Также существует метод инсценировки — проигрывание ситуации, беспокоящей ребенка. Ролевые игры с драматизацией. Фантазирование. Сочинение рассказа на беспокоящую тему. Рисование страха.
Изображение страха на бумаге также помогает справиться со страхом. Существуют такие приемы как: дорисовка защитного объекта, закрашивание страшного, ритуал уничтожения рисунка (сжечь, порвать, порезать), превращение из страшного в смешное.
Возможно ребенку понадобится защитник в виде какой-нибудь игрушки или даже родителя. Детям важно знать, что их защитят в чрезвычайной ситуации, важно знать, что они в безопасности.
Нельзя ни при каких условиях ругать ребенка за его страх или высмеивать, запугивать ребенка какими-либо сказочными персонажами, врачами, милицией или собаками, а также запрещать ребенку быть самостоятельным. Кроме того, недопустимо, чтобы малыш чувствовал себя ненужным, нелюбимым. Нужно попытаться не ограничивать его в общении со сверстниками. Мама должна помнить, что для ребенка, независимо от занимаемой ей должности, остается нежной и любящей.
Возрастная психология специализируется на особенностях каждого периода развития человека. Страхи являются важной составляющей, для каждого возраста есть свои характерные предметы, вызывающие тревогу и волнение у человека.
- 0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;
- 1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;
- 3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;
- 5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;
- 7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;
- 9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.
При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.
Наиболее часто встречающиеся страхи у детей
1. Страх темноты. Боязнь темноты чаще всего возникает у детей из-за таких факторов как: просмотр фильмов-ужасов, впечатлительная страшная история, семейный конфликты, боязнь смерти, переезд на новое место, навязчивые образы, а также запугивание родителями или другими членами семьи.
2. Страх одиночества. Дети начинают бояться одиночества с полугода, к году этот страх усиливается. Нередко страх одиночества развивается в результате тесного контакта с родителями и смены образа жизни. Как правило, когда дети подрастают, родитель выходит на работу, соответственно, он меньше уделяет ребенку времени. Такая большая разница часто пугает ребенка. Кроме страха одиночества, возникает побочный страх у ребенка, что его никто не любит или стали любить меньше, разлюбили. Также имеют место быть психотравмы. Как например, ребенок довольно часто оставался дома один, спокойно переносил одиночество, но, когда посмотрел какой-либо, шокирующий для него, информационный источник, то страх одиночества появился, и ребенок наотрез отказывается оставаться один дома.
3. Страх смерти. Страх смерти у детей появляется с 5 лет, когда они начинают понимать, что всему есть начало и конец. В основном, на возникновение такого страха влияет смерть близкого человека, частые заболевания ребенка, а также, отсутствие мужской поддержки (отец, дедушка), которая развивает уверенность.
4. Страх несоответствия. Данный страх проявляется с 7-8 лет, когда ребенок поступает в школу. Поступая в первый класс перед ним стоит задача вписаться в коллектив и соответствовать требованиям учителей, родителей и друзей. Если ребенка настигает неудача (выговор учителя на глазах у всего класса, получил плохую оценку, нежелание детей играть и общаться с ребенком), то он начинает нервничать, появляются неврозы. Родителям следует указать ребенку на его положительные качества.
Как родителям бороться с детскими срахами?
В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:
- К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
- Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
- Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
- Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
- Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
- Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
- Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.
Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.
Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.