Гостья из будущего: Алиса из постсоветского будущего

Гостья из будущего: Алиса из постсоветского будущего

Так друзья, сегодня будет интересная статья про культовую фантастику Кира Булычева “Гостья из будущего” — повесть про Алису, которая по сюжету переносится на машине времени из 21 века в 20 век и попадает в СССР.

Моя статья не касается одного одноименного фильма, а показывает различие между советским фильмом и книгой Булычева, которые возникли во многом благодаря советской цензуре и создали среди людей неправильное понимание данной фантастики. Самое интересное — сама повесть Булычева про Алису, по которой сняли фильм, на самом деле оказалась настоящим предсказанием о распаде СССР и установлении постсоветского миропорядка. Это не удивительно — Булычев отрицательно относился к советскому режиму. Но обо всем по порядку.

Советский фильм “Гостья из будущего”, несмотря на огромное отличие от книги Булычева, по какой-то причине стал культовым среди фанатов СССР, а про саму книгу Булычева про Алису они быстро забыли и стараются не вспоминать. Если вы почитаете комментарии фанатов СССР в Интернете, то увидите примерно следующее: “Эх, хорошо все жили в СССР! С утра встал, руки советским ментам пожал, детей мама в школу отвела, вечером на лыжах покатался и в “гостях у сказки” посмотрел. А сейчас что? Детей корми, жену одевай, зарплату плати, ипотеку гаси, перед российскими копами унижайся. Даешь СССР!!! Только за нашу советскую родину алкоголик Ельцин заслужил утопления в сортире”. Такой капризный и экстремистский тон светит практически из всех комментариев любителей советского.

Разумеется, все это легко объяснимо. Люди, которые застали ранний СССР и могли остудить пыл любителей советского воспоминаниями о сталинских репрессиях, ГУЛАГе, отсутствии технологий 21 века и миллионах убитых в Великой Отечественной войне, ставшей апокалиптическим побоищем за освобождение от нацистской оккупации, уже умерли (а те, кто из них все же смог дожить до 21 века — исполнилось 90 лет). Фанаты СССР застали поздний СССР в детстве, которое пришлось на 1980-е годы. Советский фильм “Гостья из будущего” как раз и появился в середине 80-х, что в условиях дефицита фантастики и вообще нормального кино не про войну и пионерлагеря стало чем-то новым и свежим. Уже позже детские впечатления поздней советской эпохи наложились на сломанные судьбы во взрослой жизни в 1990-х годах (все жители бывшего СССР, которые позже в России участвовали во многих событиях “переломных 90-х” — в штурме Белого дома, Чеченской войне и дефолте 1998 года, конечно же хотели вернуться назад в позднюю советскую эпоху, где еще не было этих событий) и возникло нечто вроде желания вернуться в прошлое через будущее.

“Эх, если бы проклятые демократы не развалили СССР, то в Москве ездили бы иномарки как в путинской России, а мы бы сейчас с Алисой на “Буранах” летали и бомбили фашистские США!” — пишут в Интернете фанаты СССР. Но Булычев в повести про Алису написал вовсе не о том что СССР станет лидером мира. Повесть была совсем о другом — про Алису из будущего, где СССР больше нет.

Часть 1. Сюжет фильма.

На самом деле режиссер Павел Арсенов, который снял эту ленту, обманул своих юных зрителей — ничего подобного Кир Булычев не писал и из-за советской цензуры, будущее в фильме, из которого прибыла Алиса, оказалось советским. Советская комиссия запретила показывать постсоветское будущее из оригинальной книги автора (точнее из ее части о будущем) и создатели фильма оставили только внешние декорации, скорлупу — Институт времени (низкопробный макет с кафельной советской плиткой), Космозоо — обычный советский парк с подвешенной на леске фигуркой динозавра, Космопорт, похожий на провинциальный автобусный вокзал и “флаеры” — крашеные аэрографом пенопластовые макеты со следами сбитого гвоздями деревянного каркаса. Простите, но это уровень поделок школьного кружка “уроки труда”, а не популярного телефильма.

Дальше — больше. Режиссер показал только автоматы по выдаче советского мороженого, сколоченные из фанеры и покрашенные краской автобусы-“телепорты”, а также одних хиппи, играющих на газоне в бадминтон. Есть еще говорящий козел в парке Космозоо — сам парк больше напоминает советский сквер с неухоженными деревьями и травой по пояс. Кроме того, в машине времени оказывается советский “кубик-рубик”. Это никакое не будущее Алисы, а хорошо узнаваемая советская эпоха.

Низкопробность и халатность в советском телефильме светит из каждой детали будущего Алисы — интерьер Института времени больше похож на советский дворец пионеров 80-х, летающие флаеры на крупных планах заметно раскачиваются на веревках, сама Алиса носит пионерский галстук, а в одной из сцен “полета в будущее” в кадр попали какие-то заросшие борщевиком речные берега и старый советский автобус “ЛАЗ”.

И все это было бы смешно, если бы не было так грустно — потому что именно эти декорации сформировали у детей неправильные представления о будущем — что все будет точно также как сейчас, только немного лучше. В фильме режиссера Павла Арсенова, который фактически изуродовал роман Булычева — Алиса прибыла из СССР будущего, где процветает Коммунизм.

Часть 2. О чем на самом деле была книга.

А теперь давайте посмотрим, о чем на самом деле была книга Кира Булычева об Алисе. Начнем с того, что никаких машин времени в подвалах советских домов нет — установка стоит в квартире соседа Коли, который попадает в больницу с сердечным приступом. Колин сосед — сотрудник того самого Института времени, сотрудники которого занимаются изучением и скорее всего корректировкой прошлого. Зачем они корректируют прошлое — вопрос отдельный. Но есть версия, что сотрудники Института времени корректируют историческое прошлое 20 века, чтобы избежать ядерной войны между США и СССР.

Институт времени, в который попадает Коля — огромное белое здание с необычными обтекаемыми формами — позже Коля узнает как именно строятся такие здания. Москва будущего — экологичный город с мягкими пешеходными дорожками (некоторые из них — роботизированные) с множеством велосипедов, моно-колес и летающих досок. Это толерантный и гостеприимный город — на улицах множество гостей из разных концов Галактики, которые прилетают в Москву на фестивали, конференции и просто приходят в качестве туристов. В Москве работает целая сеть футуристического транспорта — в которой флаеры лишь малая часть этой сети. В городе внедряются самые новые экологические технологии — вместе с молодыми рабочими и архитекторами Коля строит дом с помощью футуристического порошка из бактерий и раствора.

Самое главное — Москва 2082 года это часть общего глобального мира, где космос не инструмент гонки вооружений, а способ глобализации и взаимопомощи. В будущем Алисы не осталось диктаторов — все, кто хочет неограниченной власти над людьми, чтобы командовать и уничтожать других — в ее будущем являются отщепенцами и бандитами, преследуемыми галактической полицией.

Именно такими бандитами были космические пираты Крысс и Весельчак У — в повести подробно описаны их биографии. Например, Весельчак У продал родную мать в рабство и планировал с Крыссом провести вооруженную аннексию нескольких планет. Таких диктаторов, которые хотят захватить власть, в конце 21 века преследует вся Галактика, потому что к тому времени мир окончательно понял опасность мировой гегемонии диктаторов.

Фанаты СССР часто называют Алису “советской”, но есть и другое мнение — в будущем Алисы Кир Булычев показал не СССР, а постсоветскую Россию и в целом постсоветский миропорядок в стиле футуристического будущего, каким он его сам себе представлял. И в этой фантастике Булычев оказался прав — СССР распался в 1991 году.

Всего этого в советском телефильме нет. Нет никакого футуристического города, иностранцев и студентов с разных концов Галактики, нет технологий будущего и самое главное — нет глобального будущего, где главными врагами цивилизации являются диктаторы. От всего этого в фильме остались только автоматы с советским мороженым и фанерные автобусы.

Часть 3. Что говорил об СССР Кир Булычев.

Самое интересное — писатель Кир Булычев, написавший повесть “Сто лет тому вперед”, по которой сняли советский фильм “Гостья из будущего”, был настоящим антисоветчиком. Если бы фанаты СССР узнали, что Кир Булычев говорил про СССР и свои тексты — они бы с негодованием бросили читать его фантастику про Алису. Беда в том, что фанаты СССР вообще не читают ничего, что не укладывается в их картину мира и считают что они лучше всех знают про СССР — а почитать стоило бы.

Прежде всего, стоит прочитать мемуары Кира Булычева “Как стать фантастом” — в них писатель рассказал о своей жизни, о годах работы в Бирме, где он работал переводчиком и корреспондентом и где на него доносили советские коллеги, а также в целом описывает реалии жизни в СССР и те препятствия, которые советская власть чинила ему в жизни и творчестве. В этих мемуарах Кир Булычев пишет почему он решил начать писать фантастику, и прямо говорил о том, что не верил ни в какой Коммунизм и что в будущем СССР не станет:

— “Постепенно я завоевал репутацию “доброго сказочника”. Это была утомительная репутация, потому что в те годы я мог издаваться лишь в “Детской литературе”, а если просил вставить в план книгу взрослой фантастики, заведующая редакцией Майя Брусиловская печально вздыхала: “Игорь, пойми, в очереди на издание стоят десятки достойных фантастов, и все пишут для взрослых. А вот в детской фантастике у нас пробел — только Крапивин да ты. Напиши еще одну книжку про Алису, и мы ее в будущем году издадим”.

Вот я и сдавался, потому что предпочитал опубликовать оптимистическую детскую книжку, чем не публиковать ничего.

Но в одном я был тверд – и если не верите, пролистайте мои книги семидесятых и восьмидесятых годов: я не верил в торжество коммунизма и в его блага. Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали. Я не участвовал в кампаниях, семинарах и боевых действиях, не голосовал и не изгонял. Зато и меня нельзя было ниоткуда изгнать” —

(Кир Булычев).

В своих поздних книгах Булычев уже открыто боролся против СССР — часто возвращался к эпохе 1930-40-х годов и писал о сталинских репрессиях, а в одном из рассказов про Алису Булычев даже высмеял историю с “самым лучшим в мире советским мороженым” — Алиса специально телепортировалась за ним в прошлое, чтобы привезти “эскимо” на палочке одному престарелому любителю советского.

Эпилог

Если подвести книги Кира Булычева к общему знаменателю, то это будет всего одно слово — ответственность. Именно об ответственности (перед собой, близкими, перед будущим) Кир Булычев и написал повесть “Сто лет тому вперед” про Алису. Во многом она опередила время и место, в котором была написана — потому что более безответственную страну, чем СССР, представить себе сложно.

Недавно фантастикой Кира Булычева про Алису заинтересовался российский кинематограф и некоторые режиссеры обсуждают возможность снять российский фильм про Алису, но на этот раз — строго по роману Булычева. Не исключено что скоро в России появится фильм “Гостья из будущего”, который будет повествовать об ответственности и борьбе Алисы за постсоветский миропорядок, который наступил в 1991 году.

Ну а фанатам СССР остаются лишь бессмысленные стоны вроде: “Советский Союз… Какую страну потеряли!” и “Верните мне мой СССР с лучшей в мире бесплатной медициной!”.

Вячеслав Миронов. 22.07.2020.

90
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
12 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Denis
2 месяцев назад

Вячеслав Миронов! Да есть-же отличный анимационное мультсериал “Алиса, знает что делать”, так что нечего Вам чепуху про Алисы писать и ненавидеть Вам СССР от-того что Вы там не жили и не знаете реалии быта Советских людей!!!!! А мультик уже есть и не кровавый о котором Вы только и мечтаете, боже мой сколько людей хотят мировую войну?!… Боже мой!!!!! И кроме Вас таких как Вы кто войну захотели и без Вас хватает!!!!! Смотри Ваш любимый фильм пиндосовский “ТЕРМИНАТОР” и “ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ” ради бога!!!!!

Екатерина Левина
Екатерина Левина
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

Денис, какую мировую войну?! Видимо вы насмотрелись фильма “Брат-2”. Почитайте статью Миронова на эту тему — “Брат-2. Пропагандистский фильм антиамериканизма”.

Елена Серегина
Елена Серегина
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу.

Башка
Башка
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

Тайки гоу хоу.

Дмитрий Сергеев
Дмитрий Сергеев
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

Да, ребята. Дружно — КНР гоу хоу!!!!!

Ольга Пархоменко
Ольга Пархоменко
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Терминатор
Терминатор
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу. АЙЛ БИ БЭК! Тайки гоу хоу.

Кайло Рен
Кайло Рен
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу. Денис, ты еще узнаешь как оскорблять меня с Рей.

Ржавый
Ржавый
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу.

Башка
Башка
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

КНР гоу хоу. Тайки гоу хоу.

Ирина Волкова
Ирина Волкова
Ответ на  Denis
2 месяцев назад

Денис, читай внимательно — в постсоветском будущем Алисы не осталось диктаторов — человечество избавилось от них. Еще в Москве работает целая сеть футуристического транспорта (вроде БКЛ и МЦК), в которой флаеры — лишь малая часть этой сети. В советском телефильме “Гостья из будущего” всего этого нет. Ну а мультфильм “Алиса знает что делать” предназначен только для детей в возрасте 3-х лет.

И прекращайте нести бред про мировую войну — в отличие от Алисы, мировую войну разжигал мерзкий “Брат-2” (читайте статью Миронова об этом, не поняли — перечитайте еще раз нормально, а не как это делают фанаты СССР, которые пробегают по строчкам и перестают читать то, что не укладывается в их голове).

Денис, если вы все еще носите на себе памперсы, смотрите детсадовские мультики сколько влезет. А по пустякам не возникайте и нашего Вячеслава Миронова не оскорбляйте — как и Алиса Селезнева, он тоже знает, что делать. И еще. Денис, раз уже вы носите на своем смайлике белогвардейскую форму, молитесь своему покойному адмиралу Колчаку, помогает.

Ольга Пархоменко
Ольга Пархоменко
2 месяцев назад

Денис, а вы смотрите и дальше вашего любимого тайкосовского Джеки Чана.
Гуд бай.