История зарождения рыцарских турниров берет свои корни в древних военных играх германских племен, которые были связаны с обрядом инициации, а так же эпохой Римской империи, где игры были похожи на спортивные состязания. В игре принимали участие две группы всадников, одна группа вооружены затупленными дротиками и играли роль охотников, а вторая щитами, перенимая роль бегущего животного — мишени.
Дальнейшее развитие подобных турнирных состязаний имеет свое продолжение в 9 веке во Франции. Участники турнира делились на отряды за этническим принципом и просто бросались друг на друга имитируя настоящее сражение. Следует заметить, что в таких «сражениях» погибало достаточно много людей, так как правил проведения турниров еще не было, и никто не заботился о жизни участника. Такие состязания проводились как телесные упражнения как для физического так и духовного укрепления молодых людей.
До 12 века турниры не являлись привилегией феодалов, поэтому участие в них принимали короли, вельможи и даже простолюдины.
Классический или рыцарский турнир, который так привычен всем по книгам Вальтера Скотта, стали проводится с 12 века, когда турнирную практику Франции перенимают Германия Италия и Англия. Спустя пару десятилетий турниры становятся общеевропейской забавой.
Как и в 9 веке, турниры 12-13 веков оставались довольно опасными для участников, так как использовалось боевое оружие, а доспехи оставались слабо защищенными. Доминирующей формой турнирных боев были групповые схватки (меле). Поединок один на один был большой редкостью. Так же следует заметить, что к началу 13 века, групповые бои теряют популярность среди участников из-за высокой вероятности смерти или страхом остаться калекой.
С 13 века становятся популярные конные сшибки, суть которых заключалась том, чтобы выбить противника из седла или «красиво» сломать.
Турниры были не только прекрасным способом показать свою доблесть и боевые умения, а так же возможностью подзаработать. Победитель имел право забрать у побежденного его доспехи и лошадь, что по средневековым расценкам насчитывало 40-50 голов скота. Так же победитель мог взять в плен и самого побежденного рыцаря, справедливо требуя за него выкуп. В 13 веке правила немного изменились и трофеи стали носить более символичный характер – кусок от доспехов побежденного, а так же подарок от организатора турнира.
Почему церковь запрещала рыцарские турниры
Церковь сильно озаботили турниры из-за множества смертей. Она видела в них дьявольскую забаву, поэтому всячески пыталась ограничить проведения схваток, начиная с эдиктов запрещающих турниры, заканчивая слухами, что над турнирными аренами летают ведьмы и помогают победителям. Но даже святая святых не могла ничего поделать с любимой европейской игрой, поэтому последним к чему смогла прибегнуть церковь, запретить хоронить убитых на турнире по христианскому обычаю.
Из-за козней церковников в 13 веке начинаются попытки сделать турниры более безопасными и вводятся специальные правила — Status Armarium (оружие мира). По этим правилам на турнирах использовалось затупленное оружие, запрещалось наносить удары в незащищенные броней части тела, драться несколькими против одного. Нарушение правил вело за собой суровое наказание, от денежного штрафа до тюремного заключения.
13 век принес в рыцарские турниры еще один аспект – дамы. Без них не мог пройти ни один турнир. Связано это с рыцарскими романами 12 века, которые воспевают любовь к дамам и подвигам рыцарей в их честь. Воины носили дамам цветы, «дарили» им победы, даже появилась новая награда – золотое кольцо, которое после победы в турнире рыцарь должен был подарить даме.
После 13 века турниры все больше и больше становятся похожими на театральные действия, отходя от исконной задачи поединка – продемонстрировать и улучшить свои боевые навыки. Опасные коллективные драки богатых и стоящих рядом простолюдинов стали пышной и более безопасной игрой на публику или для дамы. С закатом рыцарства, турниры становятся большой редкостью, так как денег на пышные доспехи мог собрать далеко не каждый рыцарь.