Хотела рассказать, что больше всего во Вроцлаве заслуживает уважения конечно же логистика общественного транспорта. Трамвайная сеть просто образцовая. И только я собралась заняться гимном о ней, как обратила внимание на себя, просто не могла не обратить.
Сегодня в 10.30 вышла из Синагоги, где у меня по утрам интенсивные занятий по польскому, после которых я каждый день отправляюсь блукать по городу, с одинаковым интересом разглядывая старинные особняки, новостройки, настенную мазню граффити и подворотни (свинья грязь найдёт). И именно сегодня я решила обойтись без дикого туризма. Почему именно «дикого»? Ну, не только потому что без программы и экскурсовода, а скорее потому, что львиная доля моих маршрутов не поддаётся описаниям: названия улиц, названия памятников, скверов… Идентификация уровня «зеро», не говоря уже о годе, стиле или фамилии архитектора.
Короче, именно сегодня твёрдо решила как Нуф-нуф вспомнить кто я есть (точно не турист), и для своевременной подготовки к безгазовой зиме отправиться на пункт раздачи секонд-хенда за тёплыми вещами. Оно ещё не точно, но мало ли….
Адрес мне дали, время есть, никаких объективных причин там не отметиться нет. С вечера покорпела над картой, выстроила маршрут: как мне туда от центра — площади Грюнвальда ехать.
С занятий по порядочному — сразу на остановку, даже дорогу спешно перебегала, что со мной со времени пенсии крайне редко. Короче, влезла в трамвай и поехала на этот самый Грюнвальда, чтоб там на нужный автобус пересесть. Подъехать надо было буквально четыре остановки… Вот! И не-до-е-ха-ла. Трудно было, но я смогла, вышла за две остановки до Грюнвальда — на Национальном Музее. Трамвай остановился и меня вынесло. В голове запала клавиша на «Хорошо бы туда сходить. Сколько можно проезжать мимо:?!» И — раззз, я уже на ступеньках как туда и шла.
Короче. Тут — в музее классно, мне очень понравилось. Самый развлекательный — верхний этаж. Там экспозиция… Не знаю как бы её назвать… Но администрация, наверное, тоже не знала, и придумала назвать «Чудо- творцы».
Там так, пойду на примерах: в витрине висит кольчуга старинная, и рядом- бронежилет, или ряд доисторических мясорубок, а рядом- электромиксер бело-пластмассовый. И такие выдумки по всем подряд темам. Или даже не темам, а чему-то там в жизни людей. И обувь, одежда, и посуда, и оружие. Мне это по стилю чем-то Экспозицию в Петропавловской крепости «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703-1918» немного напомнило, и отдалённо — (страшно сказать) выставку «Москва — Париж» в ГМИИ им. А.С. Пушкина: 1981, что кладёт крест на всякую маскировку моего возраста.
И мне бы значительно веселее было это всё смотреть, если бы я с верхнего этажа начала, а не доплелась туда в последнюю очередь, предварительно обойдя два этажа и две временные экспозиции.
Теперь о непреходящем: билет можно купить и только на постоянную экспозицию, тогда на временные не пропустят (логично), но я купила комплексный — на вшистко. Просто меня травмирует, когда я куда- нибудь забреду, а меня оттуда поганой метлой: «Этот зал не для вас!» И так душа истрёпана…
Потом во время проверки билета (на нём прокололи дырочку в форме звёздочки) у меня было десять секунд триумфа, когда просили сдать свой рюкзак в гардероб, то меня приняли за англичанку. Но я гордо ответила, что я «Добрый день, мы с Украины». И вот же отчего столько гордости? Оплачена она жизнями парней… Ну, ладно.
Сдав рюкзак я отправилась в первый попавшийся зал, это была временная «Изделия из стекла». Мне она просто не понравилась. Выглядело всё там, как в серванте у мамы… все эти вазочки и блюдечки. Даже как-то неприятно домой захотелось… А нельзя! Эвакуация. В науке такое кажется «триггер» называется.
По коридору к выходу эти же самые вазочки фигурировали на больших фото, но наполненные фруктами, конфетками, то есть в рабочем состоянии, и уже как говорится: «Ну, совсем же другой вид!»
Зато вторая временная экспозиция называлась «żelazny świat», и там меня пропёрло. Короче, старинные замкИ врезные, навесные всевозможных видов, тьма ключей старинных самых разнообразных форм, но непременно огромных, сундуки с замками, затворы лабазные. И так сказать «сопутствующие товары»: ручки дверные, ободочки на замочные скважины. Мне так Савелий Краморов и виделся писарем ряженый у этих скважин. И от сундуков пропёрло: «Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты Изумруды и рубины рассыпаются дождём… ла-ла-ЛА ла-ла-ЛА»… Там даже бочка была с замком на ключ (не висячим). Тут я вспомнила, что гетман Мазепа всюду за собой как кошелёк такую бочку таскал, с ней потом и удрал под музыку Чайковского.
Короче, в прекраснейшем расположении духа, полностью очистившись от мыслей о зимних вещах и секонд-хенде я отправилась хромать по остальным залам.
Теперь о стационарной основной выставке. Кстати, значок «нельзя фоткать» висел только на верхнем этаже, и то я видела, как кое кто что-то да и клацал. Так что мне никто и ничто не помешало сделать четыреста фото в других залах.
Значит, я начала осмотр… Блин, какая серьёзная фраза, как будто я в этом что-то понимаю. Короче, я шлялась из зала в зал, а начала с «Силезия 14-16 век». Меня всегда тянет к архаике, от неё как будто на тебя бездна дышит, ощущения несравнимые ни с какими фильмами ужасов… Все эти изъеденные трухой святые скульптуры…
Потом ещё были 16-19 и 17-19 Силезия, и Европа 15-20 век.
Для начала/ разминки ещё до входа в первую дверь в холле расположена экспозиция детского творчества, типа «я рисую маму», «я рисую пушку»… Тут мне как всегда понравилось особенно сильно. Это самое детское творчество для меня с годами всё ближе по интеллекту — могу разглядывать бесконечно:
«Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим….» (Б.Пастернак).
А могла бы, как Новосельцев написать, что это «из раннего»… Но я — поздняя. Зато у меня где-то в виртуальных альбомах куча (правда- куча) серий фото детских рисунков со всяких выставок. Это когда отводишь своего на пару часов в какой-то кружок и идёшь слоняться по коридорам зимнего Дворца детского творчества…
Так, отвлеклась, извините… А вы «Отверженные» В.Гюго читали? Там вообще с ума можно сойти от отступлений. И он нифига не извинялся.
Короче, детские картинки, это — самая добротная подготовка перед произведениями 14 века. Потому что 14 век в Силезии это не 2 век в Риме, и не двести лет до нашей эры в Афинах. Там творцы карандаш в руках держали несколько иначе. Или чем там они орудовали?
И вот я заметила за собой, что после всех этих своих/ наших дел 2014/ 2022 стала смотреть на весь этот визуальный ряд другими глазами. Некоторые Библейские темы до самой глубины души доходят. Все эти картины мук, распятия, снятия, бегства… Просто смотрю и наших ребят истекающих вижу, или толпы на эвакуацию…
Наверное с 2013 я впервые в художественный музей зашла… Во всяком случае не припоминается ничего другого, кроме выставок поездов, рыбок, водокачек и оружия…
А сейчас сижу в кафешке музейной чай пью, он тут по шесть злотых. А моё любимое тестечко «кремовка», которое в «НАRD» по 3,80, тут по двенадцать, я не взяла. В таких местах просто подстерегают зазевавшихся иностранцев.
Но главная причина по которой я сюда подвалила — розетки. Смартфон надо подзарядить, потому что на входе небольшой сквер со скульптурами и надо ещё пофоткать на вечную память, потому что ну когда я ещё сюда попаду? Это же надо будет опять в секонд-хенд для беженцев собраться или на сопоставимое по значимости мероприятие.
Что поделать, у меня такая врождённая логистика встроена.