Степень 7. О радостотворном плаче.
Свойство преуспевающих еще в блаженном плаче есть воздержание и молчание уст, преуспевших—безгневие и непамятозлобие, совершенных – смиренномудрие, жажда бесчестий, неосуждение согрешающих, милосердие превыше силы.
Достойны одобрения первые, достохвальны вторые, но блаженны алчущие скорби и жаждущие бесчестий, ибо они насытятся пищею НЕНАСЫЩАЕМОЮ.
Степень 8. О безгневии и кротости.
Итак, да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпением , влекомый Святою Любовью, и, представши перед судилищем разума, да подвергнется ДОПРОСУ. Скажи, безумная и постыдная страсть, название отца твоего и именование сынов и дочерей твоих.
Гнев говорит нам : « Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: ТЩЕСЛАВИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ, ОБЪЯДЕНИЕ , а иногда и БЛУДНАЯ СТРАСТЬ. А отец мой называется НАДМЕНИЕМ. Дочери мои суть: ПАМЯТОЗЛОБИЕ, НЕНАВИСТЬ, ВРАЖДА, САМООПРАВДАНИЕ. Сопротивляющиеся же им –враги мои, которые держат меня в узах – БЕЗГНЕВИЕ И КРОТОСТЬ . Наместник мой называется СМИРЕННОМУДРИЕМ».
Степень 9. О памятозлобии.
Добродетели, будучи связаны одна с другою, производящего возводят на НЕБО; а страсти, — одна другую рождая и одна другою укрепляясь, подвергают в бездну.
Памятозлобие – одно из собственных порождений безумного ГНЕВА.
Памятозлобие – есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу—злоба повсечастная.
Памятозлобие—темная и гнусная страсть.
Посрамляет ее молитва ИИсусова; помолись об оскорбившем, или на зло воздай дары, пригласи в гости.
Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов, а кто прилепляется к нему, тот лишается Милосердия Божия.