Марсианская гонка — 2

Глава 2. Детали проекта

— Итак, начнем по-порядку. Какие основные задачи должен выполнить этот проект? Их много, и все они чрезвычайно важны. Но я перечислю только основные.

Первая: доставить на Марс необходимое количество специалистов и грузов для выполнения всех запланированных задач.
Вторая: построить на Марсе базу, способную обеспечить длительное проживание и работу специалистов.

Третья: выполнение специалистами задач по своему выживанию на планете, по изучению найденного искусственного объекта и по изучению самого Марса.

Четвертая: возвращение специалистов на Землю.

А если двумя словами, то проект сводится к полету на Марс и обратно. Ну, и к длительной работе на планете.

Что же для этого нужно? Конечно, нужны мощные космические корабли, которые мы сегодня называем космолётами. Нужны экипажи этих кораблей, нужны специалисты для выполнения работ на Марсе, нужны конструкции для строительства базы на планете. Конечно же, требуется оборудование для выполнения необходимых работ, нужны базовые запасы пищи и воды, их производство и добыча, а также — различные предметы быта.

Начну с кораблей. Два года назад наша страна, примерно в одно время с началом коллективных проектов других стран, начала строительство трёх космических кораблей. К сегодняшнему дню уже полностью построены корпуса двух кораблей, и в настоящее время идёт их оснащение. Корпус третьего корабля планируется закончить к концу текущего года. Как вы думаете, где происходит постройка этих кораблей? Уверен — ни за что не догадаетесь. А строятся они в космосе, на орбите Земли. Почему? Потому что корабли настолько большие, что у нас попросту нет двигателей, способных вывести их в космос с Земли. Да их и ни у кого в мире нет. И, поскольку для выполнения марсианской миссии необходимы именно большие космолёты, то другие страны тоже строят их прямо на орбите. Единственное известное нам исключение — это китайцы, которые собираются штурмовать Марс целой флотилией небольших кораблей, и которые будут стартовать прямо с Земли.

Очень важен и такой вопрос — а сколько же нужно кораблей? Ответ состоит из двух частей: первая — из способности перевезти необходимое количество людей и грузов. И, как выяснилось, сегодня мы способны построить всего лишь один большой корабль, способный перевезти всё, что нам необходимо.

А второй вопрос: какова вероятность успешного выполнения полёта одним кораблем? Специалисты подсчитали, что она составляет около 90%. Много это или мало? Довольно много, учитывая, что средний процент успешных миссий по изучению Марса составляет немногим более 50%. Однако, учитывая огромную важность и колоссальную стоимость проекта, даже сегодняшний процент считается недостаточным. Слишком многое поставлено на карту. Тогда вопрос: а если построить два корабля — вероятность успеха повысится или понизится? Отвечаю: повысится до приемлемой, если нам будет достаточно успешного полета одного корабля, и понизится до совершенно недопустимой, если нам необходим успешный полёт обоих кораблей. Исходя из этого поначалу было принято решение строить два корабля, с расчётом, что как минимум один из них точно выполнит свою миссию.

Однако вскоре всплыла еще одна проблема. Дело в том, что найденный американцами объект находится недалеко от экватора Марса, а запасы воды, которые будут остро необходимы людям в большом количестве, находятся у полюсов Марса, то есть довольно далеко от экватора. Где же строить базу? Где ни построй, везде плохо: либо далеко до воды, либо до основного объекта изучения, что приведет к большому и постоянному передвижению по планете, а это, скажу я вам, очень затратно. И потому было принято решение строить две базы: одну — у полюса, другую — у экватора. Но для этого уже нужно два успешных полёта обоих космолётов. Однако, как мы помним, вероятность этого неприемлемая. Потому руководители этого проекта пришли к выводу, что надо строить аж три корабля! В этом случае для осуществления миссии достаточно успешного полета двух кораблей, вероятность чего является весьма высокой. Грузы на кораблях будут распределены так, что даже при аварии одного из кораблей, их всё равно будет достаточно для строительства двух баз. А свободного места на кораблях будет хватать, в случае необходимости, для эвакуации на них всех людей и части грузов с аварийного корабля. Эвакуация в этом случае будет проходить либо при стыковке кораблей, либо с помощью космокатеров, которые по одному будут находиться на каждом корабле.

— Нет, Лёха, тут всё намного проще! Этот учёный просто решил нам лекцию про Марс прочитать.

— Тогда не пойму, зачем ему это нужно? И почему он её не всем читает, а лишь части выпускников?

— Думаю, мы скоро узнаем решение этой загадки.

Я тайком бросил взгляд на Оксану и поразился: она слушала чиновника очень внимательно. Похоже, она верила всему, что тот говорил. Ох, уж эти женщины! В любую сказку готовы поверить.

— Следующий вопрос, — продолжал в это время оратор, — каковы темпы строительства космолётов у разных стран? Лидируют, конечно, американцы. Они начали строить свои корабли значительно раньше других стран, и планируют закончить их уже в этом году. Однако недавно потерпел аварию их челнок по доставке грузов на орбиту при выполнении очень важной миссии — доставке одного из двигателей. В итоге они вынуждены строить новый движок, а на это им потребуется не полугода. Так что их корабли будут готовы, в лучшем случае, в начале следующего года. А к этому времени будут готовы и корабли других стран, в том числе и наши птицы.

То есть, я к чему веду? Не исключено, что почти одновременно к Марсу стартуют космолёты сразу нескольких проектов. И кто же из них долетит первым? Здесь всё будут решать двигатели! Так вот, с гордостью вам сообщаю, что только на российских кораблях будут установлены термоядерные двигатели, а они на сегодняшний день являются самыми скоростными и позволят нам долететь до Марса всего лишь за три месяца. Потому, даже если мы не стартуем первыми, то у нас все равно сохраняется шанс обогнать своих конкурентов. А это, как вы понимаете, очень важно. И я уверен, что мы с честью выполним эту задачу, несмотря на то, что от наших соперников вполне можно ожидать сюрпризов: разработки двигателей идут с чрезвычайно высоким уровнем секретности, и что именно происходит у наших конкурентов, мы знаем лишь в общих чертах.

Еще один важный вопрос: каковы основные требования к кораблям? Их довольно много. Во первых, это высокая прочность корпуса, способная выдерживать встречу не только с космической пылью, но и с небольшими астероидами. По нашим данным, эта проблема решена во всех международных проектах. Важную роль здесь играет мощный щит, установленный на передней части космолетов.

Далее: корабль должен обеспечивать высокую защиту от космической и солнечной радиации. И эта проблема в мире уже решена. От обычной радиации защитят экраны, установленные на всех поверхностях кораблей. От солнечных вспышек предусмотрены также специальные камеры, где экипажи кораблей смогут переждать опасный период, который обычно длится недолго.

Третье требование — необходимость обеспечения искусственного тяготения. Полет будет довольно долгим, и потому нахождение экипажа в течение продолжительного времени в состоянии невесомости, конечно же, приведет к негативным изменениям в организме. Эта проблема имеет двойное решение: во-первых, постоянное ускорение корабля: половину полета — положительное, вторую половину полета — отрицательное, то есть замедление, и, во-вторых, вращение корпуса корабля вокруг собственной продольной оси. В наших птицах предусмотрены оба варианта. В итоге, в любой момент полета сила тяжести будет не меньше 80-ти процентов земной, что для экипажа станет вполне комфортным. Тем более, что на Марсе она будет ещё меньше.

Следующая проблема: корабль должен автономно производить необходимые продукты питания и, само собой, кислород. Ведь обеспечить такими запасами большую группу людей на длительное время практически невозможно. Время полёта в обе стороны составит, как минимум, полгода. Выход один: на корабле должен быть свой отсек по производству продуктов. И на наших кораблях он, конечно же, предусмотрен, как, впрочем, и на кораблях других стран. Состоит он из двух отделений: оранжереи для выращивания разных видов злаков, овощей, фруктов и ягод, а также животного комплекса, включающего в себя свинарник и птичник. В нём биологи будут заниматься разведением свиней и кур.

— Всё! Я понял! — опять мне на ухо задышал Лёха. — Видать, ученые проводят эксперимент по подготовке к полету на Марс. Вот они и решили в качестве подопытных кроликов подключить к этому бывших студентов. Запихают куда-нибудь в Сахару на целый год и будут нам лапшу вешать, что мы, типа, уже на Марсе. Я слышал про такие эксперименты!
— Ну да, хорошо, если на год, — мрачно согласился я. — А то ведь он про два говорит…

А гость продолжал развивать тему:

— Теперь я вам расскажу о людях, которые полетят на этих кораблях. Во-первых, это, конечно, экипажи кораблей. Они будут состоять из шести человек: трех пилотов и трех бортинженеров. В задачи экипажей входит: пилотирование корабля до Марса и обратно, обслуживание всех систем корабля, транспортировка людей и грузов на поверхность Марса и обратно, защита людей и корабля в случае необходимости.

Кстати, посадка кораблей на планету не предусмотрена, потому как, несмотря на значительно меньшую гравитацию Марса по сравнению с Землей, двигатели всё равно не смогут по завершении миссии поднять такую массу с поверхности. Поэтому корабли будут оставаться на орбите до своего обратного полёта.

Сразу скажу, как будет происходить перемещение людей и грузов на поверхность. Тут предусмотрены два способа: людей и большие грузы будут перевозить катера, а малые грузы будут перемещаться с помощью космических лифтов. То есть, по лёгким и очень прочным тросам, спущенным из кораблей на орбите к поверхности Марса.

Теперь, что касается специалистов, которые полетят на Марс на каждом корабле. Они будут разбиты на 4 группы, в зависимости от выполняемых ими задач. Какие же это задачи? Этот вопрос я переадресую вам. Как вы считаете, какой главный вопрос должна выполнить экспедиция на Марс?.. Ну же, смелее!

После этих слов возникла небольшая пауза. Её нарушил один из парней, сидевших от нас справа.

— Изучение находки американцев?

— Нет! Еще варианты!

— Изучение Марса?

— Не то!

Больше никто не осмелился предположить, и чиновник продолжил сам:

— Главная задача марсианской экспедиции — выживание людей на Марсе. И это очень сложная задача, поскольку природа планеты настолько неблагоприятна, что для проживания в ней нам придется создать свою автономную среду. То есть, построить там автономную базу с хорошей защитой от марсианского окружения.

Кто же эту задачу будет выполнять? В первую очередь, конечно же, группа инженеров-электромехаников. Именно она будет в самых неблагоприятных условиях разворачивать корпуса базы, обеспечивать их энергией и поддерживать в рабочем состоянии все сооружения и технику. В помощь этим инженерам, которых мы для кратости называем техниками, будут отправлены человекоподобные роботы. По одному на каждом корабле.

Вторая группа, которая будет обеспечивать безопасность проживания людей — медико-санитарная. Её задачи: постоянный контроль за чистотой воздуха, воды и помещений, за качеством еды, уровнем радиации, за экологичной утилизацией отходов, за здоровьем всех участников проекта во время полёта и уже на самом Марсе и, при необходимости, оказание им медицинской помощи. Никаких поваров в штате специалистов у нас не предусмотрено, а потому приготовлением пищи также будет заниматься именно эта группа. Впрочем, сам процесс будет максимально автоматизирован кухонной аппаратурой.

В задачи ещё одной группы обеспечения — биологической — будет входить выращивание на космолётах и на марсианских базах необходимых для питания продуктов. Кроме того, именно эта группа начнет первичное терраформирование Марса путем высадки в почву растений, способных прижиться на этой планете. Если процесс пойдет успешно, то растения станут выделять в атмосферу Марса кислород, и со временем, она станет пригодна для дыхания людей. Это, конечно, сильно упростит освоение этой планеты в будущем. Однако для этого, конечно, потребуется необходимое количество воды. Кстати, вопрос терраформирования довольно долго обсуждался на конференции стран, планирующих полёты на Марс. В результате все страны без исключения поддержали эту идею. Поэтому не только мы займемся изменением планеты, но и участники всех марсианских полётов.

Ну, и последняя группа нашей миссии — исследовательская. Её задачей будет исследование марсианской находки и поиск других возможных объектов искусственного происхождения, а также добыча воды на марсианских шапках, поиск полезных минералов в марсианской почве, исследование атмосферы и климата Марса.

Вот таким будет состав нашего отряда космонавтов, и такими будут его задачи.

А теперь такой вопрос: как вы думаете, из чего можно получать энергию на Марсе? — неожиданно обратился гость к своим слушателям.

На несколько секунд в зале повисла тишина, потом кто-то из первого ряда неуверенно произнёс:

— Из движения воздуха?

— Правильно! Однако атмосфера на Марсе настолько разряженная, что много энергии от неё не получишь, за исключением тех дней, когда там дуют умеренные и сильные ветры. Тем не менее, по три мощных ветрогенератора мы планируем установить на каждой базе. Ещё варианты есть?

— Солнечная энергия? — уже увереннее произнёс тот же голос.

— Тоже верно! — едва заметно улыбнулся чиновник. — Этот способ добычи энергии мы, конечно, тоже будем использовать, для чего на каждой базе будут установлены десятки солнечных батарей. Однако, как мы знаем, Марс находится от Солнца дальше Земли, и, естественно, получает меньше солнечной энергии. К тому же на Марсе часто беснуются пылевые бури, которые полностью закрывают поверхность от солнечного света. Но именно тогда в свою полную мощность будут работать ветрогенераторы. Кроме того, в комплект станции будут входить мощные водородные батареи. Это уже в качестве резерва на экстренный случай.

— А почему не использовать компактный термоядерный генератор? — послышался чей-то голос.

— Отличный вопрос! — согласился оратор. — Один такой генератор мог бы легко обеспечить все наши базы достаточным количеством энергии. Но, увы, у таких генераторов есть свои минусы. Это и большая дороговизна, и сложность монтажа, и необходимость идеальных условий эксплуатации, и ряд других сложностей, о которых я сейчас не буду упоминать. Потому в ближайшее время мы будем использовать на Марсе достаточно традиционные способы получения энергии. Однако в будущем использование термоядерной энергии не исключается, несмотря на то, что такие генераторы придется зарывать глубоко в грунт.

Но вернемся к группам. Как я уже сказал, у нас их будет четыре, по четыре человека в каждой, плюс два руководителя всего отряда. С
оответственно, общая численность 18 человек. Это на каждом корабле. Следовательно, общее число специалистов, которое планируется отправить на Марс — 54 человека. Это даже больше, чем необходимо. Однако, мы должны ориентироваться на самые негативные варианты развития событий. К примеру, на то, что один из кораблей может просто не долететь до планеты, а также на выход из строя части специалистов по самым разным причинам. Все-таки, мы впервые отправляемся на Марс, и я уверен, нас там ждет немало сюрпризов, часть из которых могут оказаться весьма неприятными. С другой стороны, хочу сказать, что для экстренной эвакуации людей с аварийного корабля или с планеты у нас идёт строительство скоростного спасательного корабля, который сможет в короткие сроки вернуть людей на Землю. Так что вероятность потери космонавтов в данной миссии мы оцениваем как минимальную. Гендерный состав специалистов абсолютно равный — половина мужчин, половина женщин. Такая же ситуация и у экипажей кораблей.

Теперь я перехожу в вопросу подготовки специалистов. Для трёх кораблей, которые отправятся к Марсу, было решено создать три центра подготовки в трёх регионах нашей страны: в Саратовской губернии, в Сибири и на Дальнем Востоке, а точнее — в Хабаровской губернии. Кстати, всем космолётам уже даны названия в честь главных рек нашей страны, как раз протекающих в этих регионах: один из них называется Волга, другой — Енисей, третий — Амур. Подготовка экипажей кораблей идёт отдельно, и их место подготовки сильно засекречено. В каждом центре подготовки исследователей будут обучаться 36 человек, для того чтобы подготовить два отряда. Потому что примерно через полгода после старта первых кораблей к Марсу отправится еще один корабль. На нём полетят вторые отряды специалистов на смену первым.

С учетом членов экипажа, на каждом корабле первого этапа полетит 24 человека, а на всех, соответственно, — 72. Представляете масштаб? Аж 72 человека одновременно полетят на Марс только от нашей страны. Всего же человечество отправит на эту планету, по нашим грубым расчетам, более 300 человек. И это при том, что еще ни один человек не ступал на поверхность Марса. Никогда! То есть, начинается самая настоящая марсианская гонка за право стать первопроходцами, первыми колонистами Марса, а также первыми исследователями другой цивилизации. Значение этого трудно переоценить, оно поистине огромно!

Вот почему нашим Великим императором Владимиром Вторым Освободителем задача была поставлена просто и ясно: космонавты Великой Российской Империи должны быть на Марсе первыми, и тем самым доказать превосходство нашего имперского образа жизни и нашего передового социального строя — путинизма — перед загнивающими демократиями Запада и Востока.

Кому же доверена столь высокая миссия? На основе кого планируется провести подготовку специалистов нашей страны? Думаю, вы уже догадались: на основе выпускников ВУЗов этого года, то есть — вас. В Хабаровской губернии три группы будут подготовлены на основе выпускников вашего университета, четвёртая — на основе выпускников медицинского института. Почему? Потому что вы молоды, здоровы, у вас еще нет семей и детей, у вас самые свежие знания в своих областях. Здесь есть, конечно, и негативный фактор — у вас пока минимум практического опыта, но вы его получите в достаточном объёме в центре подготовки, причем строго в направлении задач марсианской миссии. Вот почему вы здесь, и вот почему я вам всё подробно рассказываю.

А теперь я кратко остановлюсь на устройстве наших космолётов. Они состоят из 7 отсеков; перечислю их, начиная с носа корабля. Первый отсек — конечно, командный, в котором будут размещаться члены экипажа корабля во время своей работы и отдыха.

Второй отсек по аналогии с морскими кораблями называется кают-компанией и имеет несколько функций: место приёма пищи, помещение для обучения специалистов, которое будет продолжаться и во время полёта, и наконец, помещение для досуга всех участников полёта, включая экипаж. Часть этого отсека выделена для приготовления пищи.

Сразу за ним располагается санитарный отсек, разбитый на три части. В одной части находятся умывальники, туалеты и душевые, во второй — небольшой зал с тренажерами, необходимыми для поддержания хорошей физической формы всех участников полета, третий отсек — медицинский.

За этим отсеком находится жилой, в котором размещаются восемь четырёхместных кают для специалистов. В итоге мы имеем резерв на 14 человек отряда возможного спасаемого корабля.

За жилыми отсеками будет находится биосектор для выращивания необходимых для питания растений, свинарник и курятник. Благодаря ему, все участники полёта будут постоянно иметь свежий картофель, помидоры, огурцы, морковь, яблоки, апельсины, клубнику и прочие плоды, а также свежее мясо свиней и кур, ну и, конечно, куриные яйца.

Следующий отсек корабля: транспортно-грузовой. В нем будут находиться по одному космокатеру и марсоходу, а также все грузы, необходимые для полёта и проживания на Марсе. Что представляют собой транспортные средства? Космокатер похож на небольшой самолет с выдвижными крыльями и хвостом, необходимыми для посадки на Марс, и с двигателем на водородном топливе. Вместимость — 2 пилота, 6 пассажиров и 10 тонн груза. То есть, за три полета катер сможет доставить на поверхность Марса всех специалистов и все крупные грузы. Мелкие, как я уже говорил ранее, по мере необходимости будут спускаться на космолифте. А как выглядит марсоход? Если вы думаете, что он похож на те аппараты, которые уже давно исследуют Марс, то ошибаетесь. Наш марсоход — это модернизированный современный бронетранспортер; на нём увеличены колёса, грузовой отсек и усилена броня для защиты от космической радиации и возможного попадания метеоритов. Кроме того, он герметичен, и значит, передвигаться в нём люди смогут без скафандров. Транспорт рассчитан на перевозку шести человек, включая водителя, и полутора тонн груза. Или только водителя и двух тонн груза.

И наконец, последний отсек корабля — энергетический. В нём будет установлен термоядерный реактор для снабжения энергией двигателя и всех инженерных систем корабля. На сегодняшний день уже установлены реакторы на двух кораблях.

Следующий вопрос, возможно самый интересный: как будут устроены наши марсианские базы?

Напомню, что мы планируем построить две базы. Каждая из них будет состоять из одиннадцати отдельных модулей, связанных между собой закрытыми переходами. Формы модулей самые разнообразные. В центре базы будет находиться самый большой модуль — рабочий, в котором специалисты будут проводить большинство своего рабочего времени. Модуль будет разделен на несколько секций для каждой группы специалистов, а в центре будет располагаться зал для общего сбора коллектива. Вокруг главного модуля будут располагаться еще десять модулей, которые мы также называем блоками.

Среди них два жилых блока, каждый из которых разбит на десять двухместных секций. То есть, каждый блок рассчитан на проживание двадцати человек. Соответственно, на двух базах, в случае необходимости, можно будет разместить восемьдесят человек, то есть больше, чем общее число специалистов. Резервные места рассчитаны на временное проживание отдельных членов экипажей космолётов, а также на размещение возможных гостей базы.

Между этими блоками будет располагаться санитарный модуль — с раздевалкой, пятью душевыми кабинками, пятью умывальниками и пятью биотуалетами. Следующий блок — пищевой, разбитый на 2 части: продовольственный склад и место приготовления пищи. Далее — медицинский блок — для оказания медицинской помощи возможным больным или пострадавшим от несчастных случаев. Следующий блок — энергетический, в котором будет расположено всё энергетическое оборудование, кроме установленного на поверхности Марса, а также марсоход для передвижения по Марсу.

Рядом с ним будет располагаться биоблок для производства продуктов питания. А по соседству с ним — склад различной техники, запасных деталей, инструментов, одежды и так далее. Следующий модуль — столовая и одновременно комната отдыха, в которой будут столики, стулья, различные игры, большой монитор для просмотра фильмов, концертов и различных телепередач и небольшой танцпол. Мониторы поменьше будут также расположены в каждом отсеке жилых модулей. И наконец, последний блок — спортивный, в котором будут установлены тренажеры, теннисный стол и прочий спортивный инвентарь. Его список до сих пор уточняется.

Теперь вернемся на Землю и поговорим об учебном центре. Он расположен на большом удалении от Хабаровска, но в отличном месте в плане природы — рядом с небольшим и красивым озером, окруженным березовым лесом с одной стороны и полем — с другой. Обучение там будет идти девять месяцев. Еще три месяца обучаться придётся на пустынной территории очень похожей на марсианскую, и в точно таких же модулях, как и на марсианской базе. Расположение обоих мест обучения, конечно же, абсолютно засекречено.

Вот, в общем-то и всё что я вам хотел рассказать сегодня. Вопросы есть?

— Есть! — ответил Сашка с нашего факультета. — Как наше участие в проекте будет оформлено? Контракты или что-то ещё?

— Да, контракты с подробным описанием всех условий, включая оплату труда. Еще вопросы?..

— А как будет обстоять дело с интимной стороной жизни? — прозвучал недалеко от нас женский голос. — Мы ведь люди молодые, и без интима нам не обойтись.

Я повернул голову в направлении голоса и обомлел — вопрос задавала Оксана! Ого! Вот что, оказывается, её волнует в первую очередь! Похоже, без парней она себе жизни не представляет! Интересно! Хотя и бесполезно — всё равно ведь мне не стать её парнем…

— С интимом никаких проблем не будет, — ответил ей наш гость. — Именно для того и создается отряд с равным гендерным составом, чтобы у всех была полная удовлетворенность в этом вопросе. Никаких запретов в этом направлении у нас не предусмотрено.

Так, еще вопросы есть?.. Нет? Тогда я вам даю ровно неделю на размышление. Думайте, советуйтесь с родственниками, но просите их сохранять информацию о полёте только в кругу вашей семьи. Однако, помните и о другом: ваше желание ещё не означает участие в миссии. Как вы видите, число необходимых специалистов весьма ограничено, потому не все желающие попадут в отряд подготовки, а из них не все полетят, во всяком случае, не сразу.

Место нашего следующего сбора — спортзал медицинского института. Там вы пройдете медицинский, психологические и физические тесты. Время сбора — ровно в полдень через неделю. Я вас жду! Всего доброго!

*  * * *  *

На фото — российский космолёт Амур.

210
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments