Небылицы и небывальщицы. Родителям о детях. Чуковский К. и другие о детском словотворчестве

Небылицы и небывальщины. Родителям о детях. Чуковский К. и другие о детском словотворчестве

К 14 мая — «Дню смешных нелепиц»

(Фото — открытка из набора, художник — В. Васнецов. Нашла легко и быстро в поисковике, п.ч.
запомнила художника и небылицу — об этом дальше рассказываю)

Для взрослого — это нелепицы, баловство, детские фантазии, а для ребёнка — смешные истории
про то, чего не бывает.

«»Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр
фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность».
https://sibmama.ru/nebylitsi.htm

Содержание:

1. Из жизни (полезные примеры как советы с высоты моего возраста для заинтересованных
родителей). Моя драгоценная книга, которую сейчас оценивают за 60 000 руб. К. Чуковский и
его книга.
2. Как придумать небылицу. Примеры

«Зачем нужны нелепицы современному ребенку? Маленький человек растет и изучает мир. Вначале
все что ему говорят, он принимает за истину. Для него все может быть — говорящие звери,
шагающая на куриных ногах избушка, деревья, растущие вверх корнями. Но вот наступает момент,
когда ребенок осознает, что в реальной жизни дома стоят на своем месте, а телега может
ехать, передвигаться, а вот если наоборот — это смешно. Наступает пора потешек и небылиц.
Стихи-перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение
мыслить нестандартно. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира,
новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир.
Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше
оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится
понимать юмор. Как говорил Корней Чуковский — «ребенок играет не только камешками,
кубиками, куклами, но и мыслями».» Из http://triz-plus.ru/

В детстве у меня был набор открыток с иллюстрациями Васнецова. Когда у тебя в руках
драгоценные игрушки, книги, открытки, ты изучаешь это всё вдоль и поперек, потому не только
читаешь и смотришь красивые картинки, но и запоминаешь авторов. Не сразу, а постепенно, в
сравнении: «Интересно, это ведь я где-то видела!», — говоришь себе, когда где-то в другой
книге ты видишь иллюстрации, похожие на те, что ты где-то видел, а именно, ты знаешь, что
дома у тебя есть книжки или открытки. Начинаешь искать в книге и художника, запоминаешь,
идешь домой, находишь набор открыток и ты так радуешься этому открытию: это один и тот же
художник. Так ведь и сами открытки запомнились, и тексты, что написаны за ними. Вот увидишь
Ваню, который сидит задом наперед на коне и сразу же вспоминается:

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.

Детская память — это навсегда. Поэтому с детства можно успеть воспитать в ребенке много
хорошего и полезного для его будущего. А, если быть еще точнее, по рекомендации психологов,
то ребенка можно научить до пяти лет. Это много или мало — решать родителю.

А в студенческие годы я занималась изучением детского словотворчества, была в студенческой
научной группе (руководитель Галина Ивановна Меньшикова), выступала на научно-практической
конференции (НПК). Это была моя любимая работа, которую выбрала мне преподаватель. А у меня
было много материала из жизни. Книгу Чуковского перечитала не один раз за эти годы.

Немало у народов есть стишки-потешки, где много нелепицы, чепухи, небылиц
или рассказы и сказки (про Шиша, например), в которых рассказывается о чем-то таком, чего не
может быть на самом деле. Вот у меня была толстая книга Садовникова Д.Н. «Загадки русского
народа» (1901г.), маме досталось от дедушки Нигмата. Бабушка Гакифа подарила мне, тогда мы
собирались возвращаться домой, тогда ездили только поезда, и ровно двадцать пять часов по
расписанию. Чтобы ребенок провел время с пользой, заботливая бабушка решила, что ученица
начальной школы достойна иметь ценный экземпляр из их библиотеки. А там было много
интересных и непривычных загадок. Например, попробуйте угадать, «Чего на свете не бывает?»
Не найдете в интернете, потому что об этой книге никто уже не знает, содержание не вспомнит
даже девяностолетний человек, который, возможно, тоже когда-то ее читал, когда был как я
возрастом. А я знаю, много помнила загадок и ответов, но с возрастом все куда-то
улетучились, а эта вот прикрепилась навечно. (В поезде я читала ее много, даже, когда к нам
сели соседи, я выбрала место для матрацев, лежала там и читала. Но к вечеру села мама с
дочкой, и я спустилась поиграть. Так книга и осталась лежать наверху. Когда мама узнала, что
я оставила ее, мы побежали к проводнице, и она сказала, что эту книгу держала та самая
девочка. Так, видимо, было суждено. А книгу я не забыла и с удовольствием бы применяла на
работе, загадывала бы детям, и сама бы не раз держала эту раритетную антикварную книгу).

Дети очень любят небывальщицы и сами не прочь выдумать, но при этом фантазеры порой с
непониманием и неприятием со стороны взрослых, которые вечно стараются уличить в обмане или
поправить ребенка, словом, прервать этот поток фантазии. Причина этого лежит в убеждении,
что «Детям нужны общеполезные сведения, а не фантастика насчет белых медведей, которые будто
бы кричат кукареку. … Мы хотим, чтобы они (детские писатели) разъясняли ребенку окружающий
мир, а не затемняли его мозги всякой путаницей!» (К.И.Чуковский «От 2 до 5», собрание
сочинений в 15 т., том. 2, М., Терра — Книжный клуб / 2001)»

Небывальщина от Чуковского Корнея:

«По поднåбесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертèт.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкàм висят,
По сучкàм висят, полететь хотят».

Как придумать небылицу

«В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат
друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
предметы выполняют несвойственные им функции;
меняются местами участники какой-то ситуации (из-под собаки лают ворота);
используются невозможные определения (по кудрявой каше) и т.д.»

Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

***
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую —
Развёл гармошку звонкую.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

***

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

***

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

***

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

***

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

***

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

***

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже —
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей».

Алкинская Гюзель

СССР — 13.05.24

Серия публикаций:

Истории с детьми и про детей

17
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments