Подсознание, Персона и Тень

Сознание

Думаю прежде всего необходимо начать с определений. А их для сознания уйма.

  • • Сознание – это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела – останется сознание.
  • • Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
  • • Сознание – состояние человека в здравом уме.
  • • Сознание – центр обработки информации и принятия решений.
  • • Сознание – способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.
  • • Сознание – противостояние рефлексу.
  • • Сознание – состояние человека, позволяющее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.

Да определений не счесть но ни одно из них не может чётко сказать что это за штука такая. Кроме того что у людей оно есть.

Я бы сказал, что сознание это инструмент, способный выделить и соединить, внешние и внутренние элементы мира по волеизъявлению человека.

Основы разума

Подсознание

Подсознание (англ. subconsciousness) – термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён Пьером Жане (Pierre Janet) в его философской диссертации в 1889 г., и понятие развито далее в его медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L’état mental des hystériques»), в 1892 г.

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменен им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно – социально неодобряемого). Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от оппозиции «над-/под-».

Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее обычно автоматические (в том числе – и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе ), не контролируемые сознанием, а также «предсознание» (англ. preconscious) – то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время не осознано.

Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной сути человеческой психики (архетипов), однако в настоящее время термин подсознание в научной психологии практически не используется.

То есть у нас получается что подсознание это некоторая структура действия которой протекают без отображения в сознании. А также содержащее вытесненные, отвергнутые сознанием элементы. В котором существуют и работают некоторые психические первообразы . Элементы таящие в себе силы подсознания.
Персона и Тени

И наконец необходимо встретится с последние из элементов нашей головоломки.

Персона

Персона – это коллективный образ, и мы ошибемся, если будем воспринимать индивидуальность через нее. Так, актер с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы. Или, например, любезность г-жи такой-то, жены священника, как кажется, говорит о ее доброй натуре, но в действительности она просто считает, что жена священника должна быть добрым другом всем, кто в ней нуждается. Конечно, люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле Персона – это человек, но никогда не весь. Человеческая природа непостоянна, что проявляется и в исполнении роли, и тогда неизбежна фальшь.

Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей, и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные тела. Тому, кто пренебрегает развитием Персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень – это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными. То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, – из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом. Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.

Тень – это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила. Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: «Это не я, на меня словно что-то нашло». То, что на него «нашло», – это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.

Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень – «нижняя», наиболее внутренняя функция человека, – неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя. Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,– это вампир, а человек без тени – это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется «слишком хорош, чтобы это было правдой».

Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности – от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице «В тихом омуте черти водятся». о и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга – это «моральная проблема, которая затрагивает «я» целиком», проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Подсознание, Персона и Тень

Итоги

Теперь попробуем всё это связать во едино.

У человека есть Сознание в котором есть некоторая Персона – представляющая некоторую активную внешнюю роль человека. А также есть Подсознание в котором есть Тень – активная часть отвергнутого в сознании.

Причём реально ни одна из этих частей не противопоставлена другой, конечно если в этом нет желания самого человека. Как вы понимаете война против одной из частей может привести только к разрушению баланса и созданию ещё больших проблем для вас. Ведь стремясь разрушить свою тень вы добавляете к ней ещё больше элементов и стремитесь настроить её агрессивно против себя.

А стремясь разрушить персону вы усиливаете тень и в конечном итоге управление процессом переходит неподготовленной тени и результат этого достаточно плачевный для вас.

Любая из частей вашего разума изначально на вашей стороне. Проблема обычно возникают при желании подавить или отрезать какой то участок себя. Тот который вам не нравится. Но это всё равно что наказывать нож за то что он острый. Или ружьё за то что оно стреляет. Но в отличие от того же ружья эти инструменты имеют свой разум и стремление проявлять себя. А, подавляя их, ограничивая их способность творить, вы тем самым принуждаете их к творчеству в тех местах в которые ваш разум не заглядывает. Подавляя нечто достаточно серьёзное вы создаёте внутри себя своего рода бомбу замедленного действия. При взрыве, неконтролируемый поток творчества прорывается сквозь все заслоны и проявляет себя с самых грубых формах. А после он опять набирает силы до следующего прорыва.

Но из этой ситуации есть простой выход. Можно сказать даже алгоритм.

  1. Осознание существование проблемы.
  2. Снятие сознательных ограничений.
  3. Создание условий конструктивного применения потока.

И бывшая ранее проблема, оказывается новым источником сил для вас.

60
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments