1. Поезд
Говорят, в метро есть поезд-призрак. Иногда пассажиры кольцевой линии, стоя на станции, замечают, что мимо станции проезжает медленно старый поезд, при этом в поезде совсем нет людей, дверь в кабину машиниста открыта и там нет никого. Еще поезд иногда странно движется рывками, и при этом у него включаются-выключаются фары…
Но это не просто городская легенда, поезд такой действительно есть, и появился он в результате стечения обстоятельств и до сих пор изредка проезжает мимо станций кольцевой линии.
Когда-то давно в метро работал машинистом молодой человек, как его звали — неизвестно, назовем его Васей. Работал он недавно, был еще на испытательном сроке и работал плохо; уволить вроде было не за что, но и оставлять такого начальство не хотело, потому что характер у Васи оставлял желать лучшего.
Однажды ночью в пятницу, неизвестно какого числа и какого года, ближе к утру, незадолго до открытия метро Васе было поручено перегнать пустой поезд то ли в ремонт, то ли просто переставить. Откуда и куда Вася вел этот состав — тоже никто толком не знает. В этой истории фактические имена, даты и прочая конкретная информация отсутствуют полностью, и на это есть определённые причины.
Едет Вася один и видит красный светофор впереди. Остановился он, ждет, когда зеленый включат. Долго ждал и дождался, но сразу же после того, как поезд начал трогаться с места, электричество мигнуло и выключилось — и в поезде, и в тоннеле освещение погасло, и станция, которая была впереди неподалеку, потемнела, остались только редкие резервные светильники и светофоры… Дернулся поезд с Васей и встал неподвижно — и зеленый светофор им светит прямо в кабину.
Постояли они так некоторое время, Вася на часы смотрит — уже скоро метро откроют для пассажиров, а тут такое, и начал Вася потихоньку нервничать, а характер у него, как уже сказано, был нехороший. Потом светофор переключился с зеленого на красный, это немного Васю успокоило — стоять на зеленый ему совсем не нравилось, а на красный стоять не так обидно.
Потом и электричество включили — и стал он ждать зеленого светофора. Дождался, поехал, встал. Поезд так же вздрогнул, и свет погас — но в этот раз ждать пришлось недолго: вскоре сигнал переключился на красный, потом дали освещение и напряжение на третий рельс — потом светофор загорелся зеленым, и все повторилось: поезд с Васей проехал несколько сантиметров и опять встал в темноте. Это повторялось и повторялось, и темп всего этого мигания постепенно возрастал.
Когда Вася сбился со счета, он вышел из кабины поезда и пошел по туннелю на станцию ругаться с электриками, или не с электриками, а с теми, кого найдет — ему было без разницы, с кем ругаться. Идти до станции было приблизительно сто метров. Пока Вася шел по шпалам, свет успел мигнуть еще раз пять, а когда Вася поднимался по железной лесенке, ведущей из тоннеля на платформу, поезд вдруг сам поехал — у него что-то перемкнуло от скачков напряжения, и он поехал.
Вася сначала спокойно посмотрел, как подъезжает к нему поезд, как проехала мимо Васи пустая кабина с открытой дверью, как мимо станции проехали все вагоны и как поезд, один, медленно уехал в тоннель. Потом Вася пошел искать дежурного по станции, устроил скандал и подрался со слесарем. Слесарь оказался более крепким бойцом.
После драки, гнусавя разбитым носом, Вася по телефону наорал на диспетчера, а потом поднялся на эскалаторе и ушел неизвестно куда. И больше Васю не видели — он свое дело сделал, и далее в этой истории он не нужен.
2. Диспетчер поезда
В форме машиниста, с окровавленным носом, походкой человека, идущего куда глаза глядят, из станции метро кольцевой линии на улицу вышел Вася. Произошло это утром в пятницу, приблизительно в период распада СССР или в начале девяностых.
Едва проснувшиеся пассажиры не обратили на него внимания — Вася никому не мешал и двигался явно на выход. Милиционер в вестибюле заметил его издали, но не хотел оформлять протокол и сделал вид, что ничего не заметил.
Так Вася «пошел своей дорогой, а поезд пошел своей».
Кольцевая линия метро — очень сложный и хитро спроектированный комплекс, там есть пути, связывающие кольцевую со всеми другими линиями, и множество всяких других путей, кроме тех, по которым обычно возят пассажиров. Станции расположены выше, чем перегоны. Так сделано для того, чтобы при приближении к станции поезд, двигаясь в горку, сам приостанавливался, а при отправлении под горку лучше разгонялся.
Вот в такой ямке между станциями на второстепенном пути уехавший поезд и остановился. Он бы и дальше поехал, но там сутки назад начались регламентные работы, и питание третьего рельса было отключено.
Все поезда видно из диспетчерской, за ними следит автоматика. Естественно, не один диспетчер управляет всем этим хозяйством, там есть большой «Штаб», где каждый занят своим делом, и у смены диспетчеров есть старший дежурный диспетчер.
Звонок от Васи принял обычный диспетчер и ничего не понял, кроме матерных ругательств. Диспетчер сам туда перезвонил, и ему ответили, что были перебои с электричеством и драка. Про то, что перед станцией стоял поезд, все просто забыли из-за мигания света и драки, а пульт в диспетчерской стал работать со сбоями и не показывал, где поезд стоит…
Диспетчер сообщил обо всем, что знал, старшему диспетчеру Семенычу, и продолжил заниматься другими делами — уже пошли поезда с пассажирами, и дел у простого диспетчера было много.
Все забыли про поезд — но не забыл Семеныч.
Семеныч всю жизнь проработал в метро. Начинал он работать после школы монтером пути, потом выучился на машиниста и несколько лет водил поезда, потом стал учиться на вечернем и, получив диплом, поднялся в начальство. Оставалось Семенычу до пенсии совсем недолго уже, и он очень хотел повышенную пенсию получать.
А поезд исчез.
Долгая безупречная служба научила Семеныча ощущать даже то, чего не видно — все знать и действовать при приближении неприятностей он умел. Информации о катастрофах пока не поступало — значит, есть надежда предотвратить столкновение с исчезнувшим поездом.
Других поездов на линии было пока еще немного. Семеныч остановил светофорами все поезда, приближающиеся к станции, и начал искать поезд.
Нашел он довольно быстро — сначала на бумаге: откуда, куда и кто его вел. Потом какими-то шаманскими заклинаниями заставил автоматику нормально работать и увидел, где стоит поезд. Из того, что он увидел, стало понятно — проблемы почти нет. Поезд был аккуратно припаркован в ямке между станциями, в таком месте, где обычно и ставят поезда. Уехать оттуда поезд сам физически не может, и питание отключено, и этот участок на ремонте, далее путь частично разобран и все стрелки уже установлены на проход поездов с пассажирами другими путями.
Спустя некоторое время, спокойно поразмыслив, Семеныч принял решение открыть движение поездов. Вызволять этот поезд сейчас, утром, оттуда означало на несколько часов остановить работу кольцевой линии. Здравый смысл и опыт подсказывали — после такого не только он сам, но и многие остались бы без премий и повышенных пенсий. Все это лучше разрулить тихо ночью, и как раз в следующую ночную смену он же опять заступает старшим диспетчером.
До окончания этой смены оставалось мало времени, а посвящать сменщика в подробности этой истории не хотелось — сменщик был из тех людей, с кем не получится нормально договориться. Если, сдавая смену, не заострять внимание на этом как на проблеме, то все выглядит нормально: стоит поезд в тихом месте, никому не мешает — и пусть стоит, дневной смене и без этого будет чем заняться.
Но и к следующей ночи план действий у Семеныча не был готов, любые быстрые варианты приводили к плохим последствиям, зато возникли наметки более обширного плана доработать до пенсии.
3. Бесконечное перемещение
У машиниста Васи был начальник Ринат, и, естественно, Семеныч пошел к Ринату узнать, что да как.
Семеныч и Ринат с детства дружили, жили в одном доме, учились в одном классе, их отцы вместе строили первые станции метро. Ринат так же из простых рабочих стал начальником и надеялся на повышенную пенсию, и хотел, чтобы эта ситуация завершилась как можно тише.
У Семеныча появился поезд без машиниста, а у Рината пропал машинист и поезд. Поезд нашелся у Семеныча, но не там, где он должен быть, а это — серьезное нарушение. Машиниста найти не удалось, родни у него нет никого, сам он с того дня не появляется, да и не очень-то они его искали, с ним проблемы только собирать новые.
Стали они думать, что им дальше делать надо, а что им делать не надо.
Семеныч и Ринат и семьями дружили, и жены их работали в метрополитене на канцелярских должностях. Придумали они все вместе план — сделать так, чтобы этот поезд как будто есть, а как будто его нет, как у Гоголя в «Мертвых душах», но иначе.
Васе оформили тихо увольнение за прогул, а поезд Семеныч с места на место иногда переставлял, не может же поезд вечно в одном месте стоять — и путь надо ремонтировать, и вообще это подозрительно. Подходить к поезду и самому его перегонять опасно, заметит кто-нибудь, что начальство лично поездом управляет, и пойдут слухи, а за слухами придут вопросы неприятные.
Решили сделать так, чтобы было непонятно, кто конкретно отвечает за этот поезд, для этого надо, чтобы поезд сам переезжал с места на место. Семеныч, чтобы незаметно это все происходило, придумал технологию — весь маршрут перемещения сначала освобождает от других поездов, все стрелки выставляет как надо, потом включает питание там, где поезд припаркован, и поезд едет пока есть ток, и едет он именно туда, где питание отключено для другого ремонта пути. На Кольцевой линии этим можно бесконечно заниматься, если уметь. Самое удобное время для этого — после полуночи, но перед закрытием, когда интервалы движения большие, но еще не начались ночные работы в метро.
Работники метро видели этот поезд, но они никогда официально об этом не заявят, пара человек пытались эту тему поднимать — но у Семеныча и у Рината жены в канцелярии, они и графики плановых ремонтов делали поудобнее, и другие вещи оформляли — одного такого сотрудника-заявителя отправили на очередную медкомиссию и он ее не прошел, а у другого каким-то другим способом так все повернули, что вынудили уволиться.
Фактических материалов, кроме тихих разговоров, сотрудники, естественно, не могут предоставить. В метро не принято, чтобы работники интересовались номерами вагонов, или на бумаге записывали, что где стоит и куда едет, потому что немало странного провозят по ночам через обычное метро в Метро-2. Людям спокойнее молчать о том, что они могли увидеть.
Так они и продолжали работать, вчетвером запутывали следы все сильнее и сильнее. Семеныч и Ринат на местах все делали, чтобы гладко было, а их жены канцелярию под все это стряпали.
И доработали они все до пенсии. А перед самым уходом Семеныча сменщик зловредный начал о чем-то догадываться.
На этот случай уже был предусмотрен хитрый план отхода. Перемещения поезда специально записывали в другие смены задним числом — чтобы поезд перемещался по документам, когда Семеныча нет. То есть Семеныч поезд перемещает сегодня — а потом появляется запись, как будто поезд еще позавчера туда приехал.
Сменщик эти нестыковки заметил и неудобные вопросы Семенычу задавать начал — а Семеныч ему и отвечает:
— Мне на пенсию через неделю, а тебе еще работать тут долго, и поезд этот ездил, когда твоя смена была, а не моя — так по документам получается. Продолжай работать спокойно и не задавай мне вопросов таких больше.
Пришлось сменщику дальше самому придумывать, как выкручиваться, и он придумал свое решение. Настало время, и он на пенсию ушел, и теперь другой старший диспетчер гоняет этот поезд-призрак.
Так и живем.
==============
на момент рассказа машинисту Васе лет 25 примерно в 1990 году- кто знает как жизнь его сложилась — столько лет прошло с тех пор , сейчас ему за 50 уже — может и в дурке успел отметиться неизвестно.