4.
Дома он бросил обрывки штанов в стирку, пропотевшие трусы тоже, залез в ванну. Горячей воды не было, но в титане ещё сохранилась тёплая. Потерев своим ароматным детским мылом мочалку, постарался намылиться полностью, включая лицо. Шипя от попавшего в глаза мыла, оттёр тело от пота и грязи, осмотрел себя, насколько смог, одним глазом, помыл ещё раз ноги и ступни, а лицо осмотрел в зеркале. На первый взгляд вроде чистое, только левый глаз уже заплывал и хорошо так подсвечивал ванную комнату приличных размеров фонарём.
Поморщившись от боли и предстоящего разговора с мамой, как был, голяком, пошёл в свою комнату.
В то время у него ещё были запасные нормальные трусы, одни ситцевые и одни трикотажные, которые мальчик не любил, потому что были великоваты, похожи на юбочку, хотя мама утверждала, что такие трусики очень хорошие, мягкие и резинка не давит. Со временем Сашка всё изорвал. Но это позже, а пока, посмотрев на себя в зеркало, решил, что сойдёт и так, всё равно Наташка к нему домой не придёт, обиделась на него, наверняка. Сашка подумал, и решил, что это к лучшему, наконец-то отделался от назойливой девчонки, а то: «Ах, какой симпатичный мальчик! А ты не Лёшка?». Придумала тоже! Что ей от него надо? Если бы не её злая мама, так и носил бы ей тяжёлый портфель, как Антон из 4 -го «А» за Людкой Крыловой. Все над ним потешаются, а он телепается следом за девчонкой, с двумя пудовыми портфелями!
Так и Наташка, под видом помощи, хотела над Сашкой поиздеваться, чтобы все над ним смеялись!
Нет, Сашка лучше пойдёт в спортзал завтра, просто посмотреть, что там делается. Пока заниматься спортом не очень хочется, всё тело в синяках, и глаз подбит. Когда немного заживёт, запишется, и начнёт учить приёмы!
Настроив себя таким образом, мальчик засел за уроки, сидел, пока мама не пришла. Услышав, как она заходит в прихожую, побежал к ней навстречу, раскрыв объятия.
— Саша! – испуганно воскликнула мама, когда мальчик уже обнял её. – Что у тебя с глазом?
— А! Ничего страшного! Приходили пацаны с Железки, немного подрались. Мы победили!
— Ничего себе! Глаз весь заплыл! Голова не кружится? Не тошнит?
— Да всё нормально, мама! Я уроки делаю, не тошнит… А что? – спросил он маму.
— Надо, наверное, лежать тебе! Ой, и тут синяк, и тут, и на ноге синячище! Тебя что, всей толпой били? Ногами?
— Не, мы один на один, а потом кого попало! У меня только шаровары порвались, и кажется, трусы…
— Яички не повредил? Дай посмотрю, — взялась мама за резинку, но Сашка резво отскочил в сторону:
— Да нормально всё!
— Если прячешь, не нормально! – настаивала мама. Пришлось подойти. Мама посмотрела и успокоилась:
— Береги эту часть тела! А то потом плакать будешь!
— Мы договорились ниже пояса не бить! Я же тебе говорил, мама!
— Ладно, иди, учи уроки, я пока ужин приготовлю.
— А полежать? – напомнил сын.
— Не вижу необходимости! – улыбнулась мама. – Ты так резво прыгаешь! Ну, иди сюда, мама тебе глазик поцелует! Надо было сразу что-то холодное приложить, не первый раз же! Как завтра в школу пойдёшь?
— Да там половина наших была, не я один с синяком буду ходить! – отмахнулся Сашка, отправляясь в свою комнату, продолжать делать уроки. Открыл учебник и начал искать объяснение, как решать задачи и примеры.
Вечером папа тоже покачал головой, увидев заплывший глаз. Конечно, родители переживали за сына, боялись, что в один не совсем прекрасный день сынок вернётся вообще без глаза или с пробитой головой, просили быть осторожным, но остаться в стороне от драки не предлагали. Они понимали, что тогда Сашке нормальной жизни не будет ни во дворе, ни в школе.
На другой день, в школе ребята смеялись друг над другом, увидев на лицах синяки, а Наташка испугалась:
— Саша, кто тебя так? Ты с кем подрался?!
— Да мы с ребятами от железнодорожников отбивались! Приходили к нам, подраться! — весело ответил мальчик, выкладывая на парту математику.
— У нас есть бодяга дома, приложу к глазу, быстро пройдёт! – решительно сказала девочка. – А пока на, приложи к синяку! – подала она Сашке пятак. Сашка посмотрел на монетку и отвернулся:
— Уже поздно, и так пройдёт! – тут вошла Раиса Ивановна и все поднялись, установилась тишина.
— Ого! – удивилась учительница, осмотрев мальчишек. – Хороши! Садитесь. Что на это раз произошло? – спокойно спросила она, несколько удивив Наташу. В прежней школе сейчас бы все мальчишки стояли бы перед завучем и давали бы пояснения, почему в таком виде! А здесь, будто так и надо!
Раиса Ивановна только спросила, чья взяла на этот раз, и начала урок с того, что вызвала её подопечного к доске. Сашка сначала мялся, не зная, что ответить, потом вдруг вспомнил, ведь весь вечер разбирал примеры и задачи, быстро всё решил и получил законную четвёрку.
— Садись, Саша! – улыбнулась Раиса Ивановна. – На пользу тебе пошли занятия с девочкой! – Саша застенчиво опустил голову, промолчал, не стал говорить, что занимался весь вечер самостоятельно, а удар в глаз будто рассеял туман в голове.
Правда, по Русскому языку заработал трояк. Зато твёрдый, без натяжки. Всё-таки путался в некоторых понятиях. Например, «загар», но «загорать», «ровный» и «равный», ться и тся, и некоторые подобные слова, да и падежи не все запомнил. Наташа морщилась, но подсказать не могла, и Сашка сделал несколько ошибок, но всё равно заслужил похвалу. А по другим предметам у него и так были хорошие оценки.
После уроков Сашка опять понёс задания Танечке, Наташа пошла с ним. Мальчик посмотрел на её пузатый портфель, но не стал предлагать помощь, вспомнив своё вчерашнее обещание самому себе не выставлять себя на посмешище.
Танечка ждала их, радостно встретила, хотела оставить Сашу у себя, очень огорчилась, когда он отказался. Наташа была довольна, но на улице Саша сказал:
— Я пойду в спортзал, на Спортивную улицу.
— Пойдём сначала к нам, пообедаем? – предложила девочка. – Потом я схожу с тобой. – Увидев, что мальчик поморщился, быстро добавила:
— Мамы сегодня не будет! Вчера я не знала, что она придёт на обед, честно!
— Не, не хочу, — отказался Сашка, поворачивая в сторону Спортивной улицы.
— Я туда на гимнастику хожу! – не унималась девочка.
«Да отстань ты!», — с досадой подумал мальчик. Наверное, досада отразилась у Сашки на лице, потому что Наташа отвернулась и пошла домой. Сашка даже почувствовал укол совести, глядя на её несчастную спину. Вспомнил, что Наташка сегодня пришла в обычной форме, с чёрным фартуком, не донимала его, как в прошлый раз.
Но, выбросив глупые мысли из головы, решительно отправился в спортзал.
Саша прекрасно знал, где находится этот спортзал, вернее, спорткомплекс, принадлежащий Заводу, на котором работали его мама и папа. Здесь были два бассейна, взрослый и детский, куда иногда водили их класс учиться плавать. Правда, девочек отдельно, мальчиков отдельно, потому что ребятам не разрешалось плавать в трусах. Саша потом спрашивал у мамы, почему так, она ответила, якобы, чтобы дети в мокром не ходили, а то простынут, а главное, какие-то дорогие импортные фильтры берегут. Якобы забиваются волокнами от хлопка и шерсти, замена в копеечку обходится.
Но так было даже лучше, привычней. Пацаны и в речке так же купались, даже при девчонках.
Были здесь и спортзалы, даже большой стадион, где иногда проходили взрослые футбольные матчи. Ученики старших классов ходили сюда на физкультуру, а в школьном маленьком спортзале занимались младшие и средние классы.
Молодой тренер как-то договорился, чтобы один из спортзалов, арендуемых школами, по вечерам отдавали любителям борьбы самбо.
Также в углу зала находилась площадка для тяжелоатлетов, взрослые приходили тягать гири и штанги, качали пресс, с удовольствием смотрели на разновозрастных борцов.
Саша вошёл в фойе, нашёл за столом вахтёра, закрывшегося газетой.
— Здравствуйте! – громко поздоровался он. Дедушка зашуршал газетой, посмотрел на посетителя
— Привет! – и заулыбался, увидев заплывший Сашкин глаз. – Самбо прямо по коридору, девочки на втором этаже! – сообщил вахтёр.
— Девочки? – тупо переспросил Сашка, машинально погладив себя по стриженной голове. Весёлый вахтёр фыркнул:
— Да не принял я тебя за девочку! Просто на втором этаже девочки занимаются гимнастикой, очень красиво! Там есть места для зрителей, родственники и друзья приходят, поддержать девчонок!
— Не, я на самбо… — покраснел Сашка. – Спасибо! – и быстро пошёл по коридору.
Открыв дверь, увидел ребят, человек десять, в майках и трусах, бегающих по кругу. Тренер в широких штанах и куртке без пуговиц, подвязанной поясом, командовал разминкой.
Саша разулся у двери, где уже стояла обувь ребят, нерешительно подошёл к тренеру.
— Здравствуйте… — еле слышно сказал он. Тренер глянул на него, кивнул, велел ребятам построиться, разобрать баскетбольные мячи и бросать друг другу.
— Что, малыш, посмотреть пришёл? – спросил парень Сашку.
— Меня Артём пригласил, — сказал Саша, не показывая виду, что «малыш» его немного унижает.
— А! С ним в паре поработаешь, посмотрим на тебя.
— Прямо сегодня? – удивился Сашка.
— А чего тянуть? – усмехнулся тренер, разглядывая синяк. Глаз немного открывался, но с трудом. – А ты что, хочешь драться научиться? Тогда тебе не ко мне, к Анатолию Дмитриевичу, он боксёров тренирует.
— Не, не драться… — смутился Сашка.
— Тогда раздевайся. Трусы есть? – Сашка с готовностью кивнул, он как раз был одет в трикотажные трусы и майку, такие же, как у большинства здешних пацанов.
— Меня зовут Владимир Иванович, можно просто Володя, — представился тренер.
— Сашка, — запоздало назвался мальчик, быстро раздеваясь.
— Да! – хмыкнул тренер, осматривая его пятнистое тельце. – Побегай по залу, разогрейся. Потом немного поборешься со своим ровесником, вон, видишь, самый маленький? Валерка его зовут.
Сашка, раздевшись до трусов, порысил вдоль стен, встретился с довольным Артёмом, на ходу хлопнули друг друга ладонями. Потом Сашка десять раз отжался от пола, столько же подтянулся на турнике и немного размял мышцы живота. Называть их прессом у мальчика не поворачивался язык.
Потом мальчишки по очереди выходили на татами, отрабатывали броски, а Сашка с Валеркой постелили мат в углу и начали просто бороться.
Было весело, Сашка увлёкся, синяки почти не беспокоили, и он не уступал Валерке в силе и ловкости.
— Ну и как? – спросил Володя Валерку, когда они уселись на матах, передохнуть. Валерка учил Сашку правильно сидеть и дышать.
— Пойдёт! – широко улыбнулся Валерка, подмигнув Сашке. Валерка был довольно симпатичным мальчишкой, с такой же белобрысой стриженной головой и почти синими глазами.
— Приходи послезавтра, — кивнул Володя, — мы через день тренируемся, в выходные тоже, если не занято. Пойдём, запишу тебя в журнал.
Записав данные новенького в журнал, предложил отработать падения, Валерка покажет.
— На тренировки бери запасные трусы, майку и полотенце, — предупредил Володя, — обещают открыть душ.
Так Саша записался в секцию самбо. Уроки физкультуры в школе он не любил, а в дружную компанию ребят-самбистов вписался легко. Приёмы борьбы разучил очень быстро, тело будто само вспоминало, что надо делать, Сашка не мешал ему, и всё получалось. Когда он спросил у Володи, почему так происходит, тот только хмыкнул:
— А ты попробуй управлять телом, когда просто ходишь. Получится у тебя? Сначала эту мышцу сократить, эту расслабить… — мальчик попробовал и согласился, что лучше довериться своему телу, оно знает, что делать.
— Все ваши движения запоминает спинной мозг! Сначала вы отрабатываете приём до автоматизма, а потом просто не мешайте телу, только просчитывайте, какой приём лучше применить, ищите слабые стороны противника, и у вас всё получится!
Здесь же Артём решал ему задачки и делал примеры. Сашка переписывал их в свою тетрадку, иногда не было времени разобрать порядок решений, однако, к удивлению мальчика, он и без объяснений начал понимать, как решать задачи, складывать и вычитать большие суммы, а скоро Артём научил его перемножать двузначные цифры, показав, как это делается.
Скоро Сашка сам себе удивлялся, каким глупым был до этого.
Раиса Ивановна похвалила Наташку, красную от смущения, и предложила Саше подтянуть по математике Танечку, которой он так и носил задания и показывал учителю её решения.
Но Наташа вызвалась помогать Танечке сама, потому что ей по пути, а Саша не успевает пообедать перед тренировкой. Раиса Ивановна согласилась, и Наташка победно посмотрела на своего соседа.
Первое время Сашка даже вздохнул облегчённо, а немного позже ему стало не хватать Наташки и даже Танечки. С удивлением он понял, что привык уже с ними общаться, слушать рассказы Наташки о книгах и фильмах. Девочка была очень начитана, рассказывала что-нибудь, пока шли к Танечке.
Несколько раз Наташа пыталась пригласить его домой, но Сашка всегда находил повод отказаться. Девочка даже приносила толстую книгу из серии «Мир приключений», чтобы Саша взял её домой, почитать, но Саша соврал, что читал её.
Наташа поняла, что он врёт, потому что облизывался на книгу, и больше не стала предлагать книги, только ворчала, что пришлось таскать такую тяжесть, а Сашка даже не вызвался помочь ей донести портфель до дома.
А скоро в их классе появился мальчик из того же круга, что и Наташа.
Раиса Ивановна привела красивого мальчика в тирольских шортах и чёрных колготках, на ногах модные кожаные туфельки, а длинные белокурые волосы вились, как у девочки. И звали его, почти как девочку, Валя.
На перемене он сразу подошёл к Наташе:
— Привет! Вот уж не ожидал тебя тут встретить! А что ты так оделась? Чтобы не выделяться?
— Привет! – с улыбкой протянула она мальчику руку. – Ты как здесь оказался?
— Папу перевели на Завод, заместителем директора поставили! А ты?
— Мама теперь главный бухгалтер на Заводе! – в ответ улыбнулась Наташа.
— Садись со мной? – предложил мальчик, похожий на девочку. – Место у меня смотри, какое хорошее! – Вальку посадили на последнюю парту, потому что остальные места были заняты.
— Хорошо, я спрошу у Раисы Ивановны, — кивнула Наташа, возвращаясь на своё место, к Саше.
— Мы с Валей в одном классе учились раньше, — пояснила она Сашке. Мальчик пожал плечами, хотя что-то царапнуло внутри. Наташа не бросила его сразу, и это порадовало его немного, он даже проводил её до перекрёстка, по дороге в спортзал, только потом пожалел об этом.
Наташа шла с Валей, и они весело болтали между собой, Валя нёс оба портфеля, иногда посматривая на Сашку, а тот молча шёл, сначала рядом, потом приотстал, и друзья даже не заметили этого. Сашка вздохнул про себя и побежал на тренировку.
А в понедельник на уроки пришла худая и бледная Танечка, и Наташа сразу перебралась на парту к Вальке.
Танечка решила немного походить на уроки, чтобы не отстать от одноклассников. Ей совсем не хотелось оставаться на второй год и идти в школу с другими ребятами, да и скучно было одной. Если бы Саша оставался с ней, делать уроки… Но ему постоянно было некогда!
Ей очень нравился Саша, и не нравилось, как за ним увивается Наташа. Конечно, против этой девочки у Танечки не было никаких шансов, но отступать Таня тоже не собиралась, так что, увидев Наташу рядом с Валей, совсем успокоилась.
Теперь Танечка просила провожать её домой, потому что слабенькая, и Сашке всё-таки пришлось носить девчоночий портфель! Что больше всего его злило, так это то, что специально Наташка с Валькой ждали их, и домой шли все вместе, только Наташка с Валькой впереди, а Танюшка с Сашкой за ними. Ему казалось, что Наташка специально смеётся над Валькиными плоскими шутками, они иногда идут, взявшись за руки, потому что у Вальки был ранец, а в правой руке он нёс портфель девочки. Сашка нёс два портфеля, и руки у него были заняты.