Они рисковали собственными жизнями, чтобы спасти других. По числу Праведников мира- Украина занимает четвертое место и список этот постоянно пополняется. В настоящий момент на Украине примерно-2500 праведников , в числе которых лица, введенные в этот список ,по инициативе Вали. Не буду останавливаться на фамилиях этих отважных ,благородных людей, которые спасали ее во время Катастрофы.
Дальнейшая история семьи Вали такова: После погрома, в котором остались в живых ее мама и она с сестрой, вернуться к себе домой они уже не могли- он был разрушен. Недалеко от них жила моя тетя Зоня с семьей – муж и пятеро детей ,бабушка.Уцелели тетя,дядя и одна дочь. В этом доме и собрались все .
Через день приказ : евреям в трехдневный срок перейти в гетто, не выполнившим –расстрел. Место расположение гетто – село Раковка. Каждую ночь пьяные бандиты врывались в домишки ,насиловали девушек, избивали старух, забирали последнее. Это было в конце сентября ,а в начале октября по гетто разнеслись зловещие слухи. Говорили что в Умань приехал новый карательный отряд. Для уточнения этого факта, старшая сестра Рая и Валя отправились на Софиевку к русским друзьям. Это был рискованный шаг и только благо ,что они не очень походили на евреек они пошли вдвоем. Семья знакомых состояла из четырех взрослых детей и парализованной матери.В свое время в 1937 году их отец был репрессирован и мать слегла. Трое старших учились в Днепропетровске ,младший Иван после школы работал в совхозе, ухаживал за матерью. Их тепло приняли и предложили переночевать. Перед этим Иван пошел в город узнавать об обстановке, о слухах , пронесшихся по Умани. Вернулся поздно, в комендантский час, и оставил их на ночь. Проснувшись утром с тяжелым чувством страха за мать ,Рая вышла на улицу. Соседская женщина вся в слезах и говорит:- Ох, доченька, ховайся! Евреев из гетто повели убивать! Оставив сестренку Валю в доме Ивана, Рая направилась на поиски матери. По дороге в гетто ее задержал полицейский, который заявил:-Иди перед смертью полы в полиции помой. Вместе с ней там были еще две девушки-еврейки. Целый день они убирали помещение ,а вечером им удалось незаметно скрыться. В этот день немцы расстреляли в Умани десять тысяч евреев. В их числе была моя тетя Циля-мать Раи и Вали.
Бежав из полиции, Рая обратилась опять таки к русскому человеку Николаю -начальнику полиции, бывшему однокласснику, который дал ей паспорт на имя украинки Лукерья. С этим документом она прошла более тысячи километров.Кировоградскую, Кременчугскую, Харьковскую,Полтавскую и Днепропетровскую области. И нигде не встречала евреев. Во время этих странствий она не боялась никакой работы.Обрабатывала огороды, нянчила детей , занималась стиркой. Добрые люди кормили ее, несмотря на то что знали ,что она еврейка, и , рискуя жизнью, давали кров, делились последним куском хлеба. Основная цель ее была найти партизан и хоть чем то оказывать помощь в борьбе с нацистами. Добравшись до Белоруссии, встретив по пути семнадцатилетнюю белорусскую девушку Марию, бежавшую из Донбасса, она разузнала от отца Марии, где находиться центр партизанского движения .Начальник отряда Василий принял ее как родную, где она за два с половиной года почувствовала себя полноправным человеком.
В этом отряде она познакомилась с пожилой женщиной –еврейкой ,по имени Фаня, которая находилась в нем с первого же дня организации. Впоследствии она стала для Раи – второй матерью. Ее дочь и муж погибли от рук фашистов. Уцелев вместе с шестнадцатилетним сыном Барухом, ушла к партизанам. В этом отряде оказалось еще несколько евреев – старик сапожник Хаим и медицинская сестра Бася. Вскоре командир отряда назначил Раю в диверсионную группу и снабдил трофейным ружьем. Чего только ни пришлось пережить молодой ,красивой и образованной девушки в этот период. Налеты на немецкие дивизии, переправляющихся через реку Безеть. Перебив всех гитлеровцев, увозили их лошадей и ,отдохнув немного ,отправлялись на новые дела. Отряд контролировал железную дорогу Унеча-Кричев. Под покров ночи налетали на охрану, стоявшую у железнодорожного полотна, уничтожали немцев и затем беспрепятственно взрывали железнодорожную линию.
Осенью 1943 года фронт стал приближаться к месту расположения отряда. И где-то в середине сентября 1943 года в отряде появились первые разведчики-красноармейцы. Большинство партизан влились в регулярные части Красной Армии и шли дальше не Запад. По настоянию командира отряда женщин и детей отправили в тыл на отдых.
И Рая отправилась в Умань , в надежде найти свою сестру Валю.
Вернемся к событиям ,когда Валя оставалась под прикрытием в семье соседей, в частности – сына Ивана, который, не смотря на опасность предложил жить у них. Это было кратковременное счастье. Вскоре начали постепенно возвращаться из Днепропетровска старшие и места в бараке ,в одной комнате стало не хватать. И им, как обиженным Советской властью дали в городе двухкомнатную квартиру в частном секторе, пустых домов к тому времени было достаточно. И все перебрались туда ,взяв Валю с собой. Иван часто бывал в гетто, помогая едой и передавая кое какие вещи. Став приметной фигурой настолько ,что однажды в распутицу перед ним на колени упала еврейка с плачущей дочкой 12 лет, и просила увести из гетто. И он пошел на этот шаг, приведя их к себе домой. Там же в гетто была двоюродная сестра Вали 14 летняя, которую Иван тоже хотел забрать из лагеря, однако ее отец не отпустил единственную оставшуюся в живых.
Приближалось время ликвидации гетто и было решено уходить .Один из приятелей Ивана -Алеша подготовил липовые бумаги –пропуск и справку из детдома. Сестра Ивана-Раиса собрала в дорогу: разрезала большой цветастый платок матери и достала из сундука осеннее пальто. В это же время произошла ликвидация гетто. Из-за распутицы возить в Сухой Яр не стали ,выкопали на берегу обмелевшей реки Уманки яму и живьем бросили туда детей и немощных стариков. Еще один приятель Ивана –Владимир ,будучи врачом-невропатологом, имея большую женскую клиентуру, договаривался с некоторыми, чтобы приютили Валю на некоторое время. Так продолжалось около трех недель. В начале мая Алеша ночью на велосипедах вывез Валю в деревню Оксанино. Затем переправил в деревню Небыливку, Подвысоцкого района Кировоградской области. Опять таки его знакомый бригадир пристроил ее к его одинокой сестре. Колхозы тогда работали ,от каждой семьи требовалось выделить одного человека, и Вале приходилось за эту женщину выходить в поле. Сама женщина в это время занималась своим огородом ,коровой. Это было выгодно обеим на тот момент. Свои вещи –узелок с платком и осенним пальто Валя оставила в доме бригадира. В подкладке пальто были зашиты –фотографии двоюродных сестер и братьев с их именами. Однажды дочка бригадира обнаружила все это, подпоров подкладку и рассказала отцу, на что он велел молчать. Недолго думая она тут же решила поделиться с подругой по секрету, которая в свою очередь передала Вале. И так пришло решение уходить. Алеша часто навещал и в одном из приездов сообщил ,что сестра в Кировограде. Староста колхоза ,где она остановилась был бывшим директором школы и тоже оказал Вале большую услугу, выдав бумажку в райцентр Подвысокое. Там же она получила пропуск в Кировоград . Женщина у которой Валя проживала не отличалась спокойным нравом, все ее боялись, однако расставание было дружеское и пообещала принять ее с сестрой. В подарок получив два свежеиспеченных хлеба и котомку с пальто ,где была зашита метрика, 150 рублей от Алеши и настоящий пропуск из районной полиции Подвысокого до Кировограда. Дождавшись темноты ,когда прекратилось движение ,прошмыгнув через дорогу пошла вдоль нее. Услышав скрип тележных колес ,на какое то время затаилась в кустах. Разглядев мужчину с парой лошадей , попросила подвезти. Оказалось ,из окрестных деревень посылают на стройку транспорт для строительства дорог вместе с евреями. Его версия была- что он сбежал, отработав какой срок, и если потребуется из их дальней деревни пришлют другого. А Валя в свою очередь легенду, что идет в Кировоград искать сестру, сама из детдома и жить в городе негде .Таким образом она попала в деревню Ромейково Екатеринопольского района. Зайдя к ним в дом ,заметила около десятка женщин, среди которых была жена и дети мужчины ,привезшего ее в эту деревню. Это были баптисты. Дав нам перекусить ,они начали “богослужение”, заключающее в себе песни по книжке, при встречи-прощании целуются. Одна из женщин проявила к Вале повышенный интерес. Во время массового голода (1932-1933 гг) на вокзале в Умани, она оставила свою двухлетнюю дочку, надеясь ,что заберут в детдом, и больше ничего о ней не знает ,страдая вместе со старшей дочерью. По возрасту Валя немного отличалась от той девочки и ей было предложено пожить в деревне,в любом доме . По указу из деревни выделяли одного человека на уборочную и другие работы в ближайший совхоз. Хозяева сокрушались, что в страдную пору мужа отправляют на работу а дочь подростка в совхоз. Расспросив их о подробностях ,предложила заменить не только дочь, но и весь сезон отработать за деревню. Начальство в лице старосты-полицейского обрадовалось, никаких документов для оформления не требовалось.
Колхозы и совхозы оставались во время войны, люди работали бесплатно, однако имея свое подсобное хозяйство, и немного подворовывая в колхозах, люди могли себя поддержать от голодной смерти.