«Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой». (Эрнест Хемингуэй)
===
О шахматах: «Почему всё же : «Категорически нет!» ?» Эта тема всё-таки для меня всплыла сквозь годы, но уже только для словесного оформления формулировки давно сделанного структурно анализа остаточных само ощущений. Толчком, конечно, послужил феноменальный успех мини сериала «Ход королевы», который я смотреть не стала.
Прочитав, что поисковик завалили вопросами: «Как играть в шахматы?», «Правила игры», и что в магазинах разом все комплекты раскупили, я сильно задумалась над ожидаемыми толпами неофитов, которые не столько сами бросятся глубокомысленно двигать по новоприобретённым доскам красивые фигурки с загадочными названиями из волшебного царства, сколько ринутся своих маленьких деток записывать в кружки «для раннего развития».
Сериал я не стала смотреть вовсе не случайно, сознательно заблокировавшись от темы шахмат сразу же по окончании института ещё в восьмидесятых. Всю взрослую жизнь избегаю с ними сталкиваться, а ведь так всё красиво начиналось с пяти- шести лет, то есть с начала семидесятых — периода полнейшего шахматного бума в стране. И я честно отрабатывала этот номер до окончания института — так значительно удобнее было как «спортсменке» сдавать сессии и получать стипендии вне зависимости от оценок.
То есть, больше четырнадцати лет практически без перерыва «с полным погружением» отдано «любительским» шахматам. Не так чтоб уткнувшись в доску с утра до ночи, но мой круг друзей, знакомых, интересов состоял почти исключительно из шахмат, шахматистов, турниров. Так что тему «среды» осветить более чем могу.
Поменявшись в обществе, среда поменялась и в шахматной тусовке, я это понимаю, но за некоторые «моменты» могу ручаться чем угодно, потому что это исходит не из общества, а из сути занятия: «игра» , «турниры», «шахматы».
Наполеоновское высказывание «они слишком трудные как игра и мало серьёзные как наука и искусство» отражает всю суть тщеты расходования своего интеллекта на это занятие, сопоставимое с разгадыванием бесконечных кроссвордов, в которых бесконечно повторяются одинаковые вопросы.
Итак, заниматься ими в секции «Дворца пионеров» я стала исключительно по собственному желанию со второго класса, а научилась играть лет в шесть, глядя на баталии отца с моим старшим на пять лет братом. Они мне объяснили правила игры, и брат стал отвешивать мне «лычки» за подставленные под бой фигуры.
Тут меня как раз и отвели во «Дворец пионеров» пристраивать в какой- нибудь кружок: танцы, рисование. Водили по всему зданию: «Выбирай!». Мне — достаточно дикому, без опыта садика ребёнку, проведшему ближайшие лет пять преимущественно у бабушки в хрущёвке на балконе, вся эта вылазка к кричащим и бегающим детям внушала большую дискомфортность (как это более точно назвать?), и тут я увидела комнату, где играли в шахматы и, образно говоря, вцепилась в дверь — я ведь типа уже умела в них играть. Так и началось.
Выяснилось, что тактическая интуиция у меня присутствовала, даже пусть я с виду и была холериком, хоть теперь это и глубоко не так, но и усидчивость в рамках масштаба одной партии у меня находилась. Но нервы!
Очень переживающего проигрыш в турнирной партии ребёнка с дрожащими рукам, когда он пытается сделать всё чтоб не заплакать, или уже рыдающего, так же легко найти взглядом в турнирном зале, как и матерящегося футбольного фаната на стадионе.
На такого ребёночка смотреть больно, так и чувствуется, как страдает из-за ничего его маленькое сердечко. И стоят рядом мамаши/ папаши, утешают. Это то, что мы видим. А что с теми, кто пришёл сам, и смог не заплакать, а убежал переживать молча? Для какой жизненной практики эти стрессы в столь раннем возрасте?
Сам формат поражения в шахматах разительно отличается от, к примеру, футбольного. В футболе: влепили гол в ворота, и дальше начали играть с середины поля. При этом ни поле, ни размер ворот, ни физические кондиции игроков не изменились. В шахматах: играют два малыша, один достаточно быстро «прозевал» какую-то фигуру, или атаку.
И потом, он ещё долго елозит в попытке выбраться из неприятности, смотрит на радостно атакующего соперника, у обоих дрожат руки, у одного от радости, у другого — от ожидаемого поражения.
Чему же положительному в характере малыша эта динамическая ситуация способствует? Варианты: жди, когда соперник тоже ошибётся; защищайся до последнего; сдавайся и начинай играть новую партию.
И в котором из них есть крайне положительное педагогическое зерно? Единственный вариант, который лично я могу выбрать: «Никогда не допускай ляпов. Контролируй все свои ходы». Но в малышах это может породить и некоторые неуверенность, заторможенность и, даже страх при выборе решений в других ситуациях, вплоть до выбора сорта мороженого.
Мы их жёстко учим, что результат одного неровного движения в каждой отдельной партии почти всегда неисправим, а если исправим, то только за счёт ошибки соперника. И ничего с центра поля в равной обстановке не продолжится. То есть партия в шахматы это как для футбола — игра до первого гола, в теннисе — до первого пропущенного и так далее.
Может, это уж слишком строгие уроки для слишком маленьких? Может, пусть ещё побегают. В шахматы абсолютно не поздно начинать играть и в двенадцать, и в сорок, и в восемьдесят лет если возникнет осознанное желание сформированной личности.
Лично я на эту игру извела кучу своего времени и нервов, и когда обнаружила, что уже следующее поколение семьи мастится ходить на шахматы, то просто ни в чём этого не поощряла, и этого оказалось вполне достаточно, чтоб ребёнок через пару месяцев переключился на другие кабинеты «Дома детского творчества». Там много позитивных кабинетов, начиная от зооуголка.
Нервы ребёнка дороже, они ещё ему ой сколько понадобятся как в детстве, так и во взрослой жизни. Тем более, что в наше время есть интеллектуальные занятия, которые далеко опережают шахматы по утилитарности. Например, работа с графическими программами, монтаж, обработка фото / видео. Компьютерные игры, наконец, ни чем не хуже, но нервная отдача там совершенно другая по атмосфере: нет радостно прыгающего победителя — соперника, нет угнетающего официоза турнирного зала.
Шахматные турниры мало того что приводят к истощению нервов у ребёнка, но и никаких положительных плодов, кроме умения всё лучше и лучше играть конкретно в эту самую игру, не принесут. А куда и зачем лучше? Это не картины писать, не музыку сочинять. Смели с доски, в коробку сложили — вот и что остаётся от усилий?
Что тренируют шахматы? Например, тактическое мышление, логику, внимательность. Всё это прекрасно и полезно, но цена уроков слишком высока, не зря же говорят «Все болезни от нервов».
Так может логику, внимательность и тактическое мышление можно развивать у ребёнка и другими методами? Для этого есть очень много простых игр и задачек.
Безусловно именно стремясь дать лучшее будущее своим детям мы водим их по различным кружкам и секциям. О шахматах мы слышали, что великие стратеги и гении человечества любили и ценили эту игру. Но это логика выбора от обратного, сначала «гении», а потом «ценили».
Назовите наоборот, «великий шахматист» проявил себя и кроме этого занятия как неординарная личность в обществе. И тут мы натыкаемся скорее на пустоту. Шахматы забрали себе всю энергию одарённой личности, не оставив на другие видные дела почти ничего. Интеллект оказался съеден этим занятием, которое и не наука, и не искусство. А великие гении, которые любили и в шахматишки «подвигать» были лишь любителями, но не более, они по турнирам не ездили.
И в этой игре присутствует яркий махровый индивидуализм, уровень «Бог», это же сам игрок владеет, расставляет и двигает всеми этими королями, королевами, ладьями, конями/слонами и многочисленными недорогими пешками. А с этим качеством особо в нашем мире не раскрутишься, сейчас доминируют командные стратегии во всём, начиная от футбола. Бог требуется только в тоталитарную секту, которую сам и создаст.
По поводу наиболее успешных профессиональных игроков могу отметить, что в первую очередь у них отборный для этой игры темперамент. Так о чемпионке мира среди женщин тех лет говорили, что она сидит за игрой в шахматы как будто за кофейным столиком.
Теперь — общество. Практически все профессиональные шахматисты — игроки, они азартно играют во всевозможные карточные игры, в том числе и шахматы превращают в азартную: «блиц», «блиц»с форой, «блиц» с очень большой форой против попадающихся «попробовать» любителей. Например, даже минута против 5-10 минут. И людей этот азарт затягивает, они вполне солидно могут проиграться. Это совершенно недоброе увлечение: культивируемый азарт, погашение сопутствующего ему триммера — алкоголь, таблетки и наркота. На душу «населения» активных шахматистов такого счастья, наверное, столько же, сколько и у молодёжных музыкантов.
Перейдём к теме «хорошо играть», то есть вот предположим, что стал ваш ребёнок замечательным шахматистом. И какое ему это может принести счастье? Может Роберт Фишер счастлив и здоров? Или это на ваш взгляд прекрасная востребованная работа: всю жизнь ездит по турнирам, сеансам одновременной игры или читать лекции о шахматах? Разве что с точки зрения «не мешки ворочать».
Особенно, девочкам там точно делать нечего. Чем хуже она будет играть в шахматы, тем ближе будет к счастью и покою, что всей своей жизнью доказали великие чемпионки семидесятых — восьмидесятых, чей жизненный итог уже можно отследить по Википедии.
По поводу себя — малахольной скажу, моё умение играть в шахматы, например, достаточно сильно раздражало моего старшего брата. Последний раз, когда я с ним играла, запомнился особо. Я как раз увлеклась вместе со своими шахматными друзьями игрой в слепую, что мой брат оценил крайне скептически. Ну и попробовал сыграть против. Очень быстро проиграл, что окончательно разрушило его желание со мной играть даже на такой форе. А ведь всё начиналось с лычек.
Мой вывод: если ребёнок сам захочет заниматься турнирными шахматами, то — пожалуйста, а от родителей достаточно и просто дома по выходным поиграть с ним, как и в любую другую настольную игру.
========Анекдот в тему:=======
В синагоге после молитвы к раввину скромно подходит юная прекрасная Сарра.
— Ребе, можно задать вам один вопрос?
— Конечно, дочь моя, задавай!
— Ребе, скажите, как вы относитесь к трактовке космологической концепции Маймонида, изложенной в монографии профессора Сорбонны Альтшуллера?
— Замуж, дура! Немедленно замуж!
===== русский вариант ======
Приходит девушка, божье дитя, и потупив очи долу спрашивает священника:
— Батюшка, дайте, пожалуйста, концептуальную оценку той интерпретации исихазма, которую отец Иоан Меендорф осуществил в своей последней монографии вышедшей в Париже в период становления там русской диаспоры…
— Замуж, дура! Немедленно замуж!!!!!
Это ваша субъективная точка зрения