Советские фильмы в СССР

Так друзья, давно хотел написать и в итоге написал большую историческую статью — чему учили и на что собственно программировали людей “добрые советские фильмы”, которые с ностальгией вспоминают фанаты СССР. “Ах, какие добрые были советские фильмы, сейчас уже только американские фильмы подсовывают и показывают в них восьмилетним детям Харли Квинн!” — вскрикивают фанаты СССР на ток-шоу путинского пропагандиста Владимира Соловьева.

На самом деле советское кино (за исключением режиссеров Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая) вошло в кассу советской пропаганды. Советский кинематограф выступал в роли социального проводника советских людей и формирования “советской идентичности” на псевдопатриотизме.
Некоторые советские фильмы в годы Холодной войны успешно прошли в качестве антиамериканской пропаганды против США — например, советский пропагандистский телесериал “ТАСС уполномочен заявить” (1984), по сюжету которого советские разведчики для спасения очередной страны Зимбабве от НАТО, ловят агента ЦРУ, затаившегося в Москве.

С советскими фильмами (в том числе и с советской мультипликацией) все было далеко не безоблачно — 90% всего снимаемого в советском кинематографе был невероятный трэш и откровенный конъюнктурный шлак. К 10% относились хорошие советские фильмы, например, “Гостья из будущего” — который и сейчас смотрится неплохо; тогда как остальные 90% составлял занудный шлак про то как какой-нибудь с виду приличный с виду советский человек ведет двойную жизнь — ворует с овощной базы немытую морковку (другими словами, является “оборотнем вне закона”).
К сожалению, большинство советских фильмов было низкопробным советским трэшэм, который мог появиться только в среде с “единственным правильным мнением Компартии”, отсутствием современных технологий и отсутствующей конкуренцией.

Советская пропаганда началась при большевистском диктаторе Ленине, который вошел в историю с цитатой “пока народ безграмотен — важнейшим искусством для нас является кино”. В более поздние советские годы советское кино тоже занималось патриотической пропагандой по инициативе лидеров СССР.

Производство многих фильмов СССР (в том числе и фильмов стран ОВД) во многом контролировал печально известный КГБ СССР, который своей вездесущей цензурой не позволял нормально развиваться советским режиссерам и подмешивал антизападную пропаганду против демократических стран, создавая этим государственную трактовку для советских зрителей по распоряжениям лидеров СССР.

Часть 1. “Добрая” советская власть и армия.

Практически во всех советских фильмах, особенно в сталинских фильмах, постоянно педалируется тема того как хороша советская власть и как вольготно стало жить при ней людям — при советском диктаторе Сталине существовала секретная директива, которая обязывала режиссера вставлять патриотическую пропаганду в любой фильм — за отказ от этого режиссера ждал ГУЛАГ от Сталина или в худшем случае расстрел.
Так, например, в сцене свидания парня и девушки в роще пара могла выйти на берег, и парень вдруг мог неожиданно выступить с речью вроде “Ты только посмотри как похорошела наша роща при советской власти после свержения царских буржуев. Теперь в СССР наступил Коммунизм! Лишь имя Сталина освещает эту Вселенную!” — после чего камера под патетическое завывание советского гимна в исполнении оркестра показывала какие-нибудь лесные пейзажи на советских рощах, ничем не отличавшихся от лесных пейзажей в эпохе мезолита.

Именно поэтому сталинистам, восхваляющим сталинские фильмы на все их “аргументы” здравомыслящие люди отвечают: “Да у вас всякую чепуху снимают!” — по сути это и происходило в эпохе Сталина.

В СССР людей легко обманывали советской пропагандой, но в 21 веке делать это теперь практически невозможно — многие люди тщательно проверяют источники информации, которые им преподносят в государственных СМИ на телевидении и в Интернете, и взвешивают для себя все аргументы “за” и “против” в своем независимом мнении.

Другой частью советской пропаганды было воспитание правильного отношения к советской армии — в советских фильмах показывали, что юноши настолько хотят служить в армии, что ради этого они прыгают до потолка, выскакивая при этом из своих штанов и впадают в депрессию, если им отказывают в этом.
“Он недостоин служить в нашей народной Красной арьмии!” — вскрикивает начальник колхоза в фильме “Максим Перепелица”, после чего главный герой прикладывает все усилия, чтобы оказаться в армии.

Сама советская армия в советских фильмах показывалась раем, вроде санатория — красиво подстриженные и сытно накормленные улыбчивые солдаты купаются в отеческой любви и ласке отцов-командиров и старших братьев-сержантов, время от времени делают несложные и полезные физические упражнения, все остальное время предаваясь чтению и неустанному повышению физической подготовки (это демонстрировалось в фильмах “Максим Перепелица” и “Солдат Иван Бровкин”). Многим людям вдвойне горько смотреть на всю эту ложь — потому что многие советские солдаты погибли на войне в Афганистане в 1979-1989 годах и многих из них доставили в гробах их родственникам по “грузу 200”.

Часть 2. “С начальством спорить нельзя”.

Вторая мысль, которая внушается во всех советских фильмах, особенно в хрущевских фильмах — начальство всегда право, особенно советское начальство (другого в эпохе Хрущева попросту не было). Спорить с начальством нельзя, система всегда права, а если есть какие-то нерадивые начальники, то это бюрократы и зазнайки — виноватыми в различных происшествиях были всегда отдельные личности, но никак не система в целом (к примеру, фильм “Мы с вами где-то встречались” с Райкиным).

Была еще одна пропаганда в советских фильмах по части “справедливой системы” — внушение мысли, что советская милиция является в целом очень порядочной организацией, а все советские милиционеры — люди одновременно с военной выправкой, лицом академика и речью московского диктора. Советские фильмы показывали, что советский милиционер всегда арестует преступника, найдет нужный двор или просто придет домой к жильцам, чтобы помочь им решить проблемы.

Собственно, как и в случае с армией — в советских фильмах никто не показывал, что представляла из себя реальная милиция и насколько она загнивала в коррупции и должностных преступлениях.

В 2009 году после того как милиционер Денис Евсюков убил людей в супермаркете, общественности стало окончательно ясно, что беспредел милиции никогда не закончится, если ее оставить несменяемой — и в итоге в 2014 году в России после реформы МВД РФ милицию заменили на полицию. К этому времени как из голов простых людей, так и у тех, кто был “сверху” окончательно выветрились мифы о “доброй милиции” и людям стало ясно что “добрые милиционеры” вроде Дяди Степы и сыщика Шарапова — это сказки для неграмотных лысых членов КПСС, вроде Никиты Хрущева. Более подробно об этой теме я написал отдельную статью под названием “Ползучая милиция”.

Часть 3. “Мужчина всегда прав”.

Еще один постулат, который подспудно внушался советскими фильмами, особенно советскими фильмами, снятыми до Горбачева — это то что мужчина всегда и во всем прав. Если в фильмах показывалась семья, то главой всегда был мужчина, а женщина была на вторых ролях. Нередко в советском кино показывали сцены, где мужчины пировали за столом, а женщина (жена главы дома) присутствует в качестве обслуживающего персонала — подает на стол новые блюда, моет посуду в кухне и прочее. Даже если мужчина показывался психбольным — он все равно считался главным.

Также советский кинематограф пропагандировал и другой постулат — без мужчины женщина неполноценна в принципе. Это культивировал пропагандистский фильм “Москва слезам не верит” — по сюжету главная героиня, независимая и по советским меркам состоявшаяся женщина (директор фабрики с квартирой и машиной) становится “полностью полноценной” только с обретением мужика — бомжа из коммуналки, которому для полного счастья не хватает только стакана газировки и который со второго дня знакомства начал втирать ей “мужчина должен то, мужчина должен это, а ты женщина сиди ровно, заткнись и молчи!”.

Самое интересное — в советском обществе все это воспринималось как абсолютная и непреложная норма, спорить с которой было категорически запрещено.

Часть 4. Выученная беспомощность.

Еще один вредный момент, на который программировали советские фильмы — это так называемая выученная беспомощность. В современной психологии таким термином называют состояние апатии, когда человек не пытается улучшить свою жизнь, даже тогда когда имеет к этому все возможности. В советских фильмах это показывали постоянно — герои занимают какую-то жизненную нишу (чаще всего крайне низкую) и на этом успокаиваются, приговаривая: “живем бедно, зато честно, не в деньгах счастье, раньше я думала что счастье в деньгах, а оно в труде на благо родины”.

В фильмах США такого не показывали — они наоборот, всегда показывали зрителям жизнь главных героев и их противостояние со злом.

Собственно, в этом и есть разница двух социальных слоев — если при демократии человек действительно своим трудом и талантами мог добиться того, чего желал (стать политиком, бизнесменом, главой компании, отправиться в кругосветное путешествие, организовать благотворительный фонд и прочее), то в СССР такие возможности были ограничены советским социализмом и правительство было вынуждено преподносить это как норму — “живите бедно в “равенстве” на “бесплатных” квартирах, образовании и медицине без западных технологий, без бизнеса и олигархии, зато честно, уважайте власть и радуйтесь тому, что у вас нечего красть”. Нищему пожар не страшен.

После горбачевской перестройки советский кинематограф стал еще хуже — в нем стали делать героями и людей с низкой социальной ответственностью.

В 1989 году в СССР вышел фильм “Интердевочка”. Он стал программным пропагандистским фильмом для советского поколения, выросшего в 1980-е годы и впитавшего “ценности” этого фильма как единственно верные. И это печально.

По сюжету фильма главная героиня — проститутка Таня Зайцева. Она мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать за границу и стать респектабельной дамой. Но получив все о чем мечтала, она понимает, что ей не хватает самого главного — счастья.

Главным героем фильма “Интердевочка” был не человек, который кому-то помог или сделал кому-нибудь жизнь лучше — а женщина, которая стала валютной проституткой и решила выйти замуж за иностранца, чтобы прорваться через железный занавес и сбежать за границу. Для многих это стало символом советской эпохи. Для кого-то Таня Зайцева стала примером и смыслом жизни. Российские проститутки 1990-х годов были воспитаны на этом фильме и все “программные коды” оттуда ими были старательно впитаны и приняты как руководство к действию.
Советский фильм “Интердевочка” стал определенным культурным феноменом, который сыграл отрицательную роль в конце 20 века.

За редкими удачными исключениями (вроде фильма “Гостья из будущего”) большинство советских фильмов представляло собой невероятный занудный шлак — который как нельзя лучше описывал реальную жизнь в СССР.

В США снимали такие фильмы как “Город героев: Новая история”, “Ким Пять-с-Плюсом”, “Финес и Ферб”, “Звездные войны” и “Интерстеллар”, тогда как в СССР напротив шли душные и кислые фильмы про то, как доблестная советская милиция ловила подпольных предпринимателей и “оборотней вне закона”, угнавших грузовик немытой картошки.

Часть 5. “Касты неполноценных”.

В советских фильмах всех лет постоянно выводились определенные касты неполноценных — своих же граждан, которые советской властью откровенно считались “предателями социализма” — по мнению КПСС их нужно было посадить в тюрьму, выдворить из страны или постараться “перевоспитать”, чтобы весь советский народ представлял собой единую трудовую массу советского социализма и никто не отрывался от коллективной радости “счастливой советской эпохи”.

В ранних советских фильмах кастами неполноценных выводились кулаки, богачи, интеллигенция и поколение Российской империи, которое после революции 1917 года большевики стали называть “буржуйским”. Кулака всегда изображали в виде хитрого бородатого старика, который только и думает, как бы обмануть трудовую власть колхозов. Жителей Российской империи в советской пропаганде изображали “буржуями” — в виде толстых капиталистов в цилиндровых шляпах 19 века, которые много и шумно ели, плохо вели себя на людях и замышляли вместе с американским Дядей Сэмом войны за многомиллиардные ресурсы. Интеллигентом показывали какого-нибудь старика в очках, не понимавшего своего счастья жить в советском социализме.

Касты неполноценных показывали и в поздних советских фильмах — там отрицательными герои выводились стиляги, богачи, хорошо одетые женщины и иностранцы. Стилягой в советских фильмах представляли прилично одетого человека, который по виду своей одежды выделялся из серого общества — это было настоящим запретом в СССР. Богачи в основном были заграничные (как правило те же “буржуи” из советской пропаганды), но более лощеные — с фальшивой улыбкой, чистыми зубами и начищенными ботинками.

Хорошо одетые женщины в СССР всегда подразумевались проститутками — живущими на нетрудовые доходы и в конце советского фильма раскаивающихся и радостно идущих работать шпалоукладчицами. Иностранцы в советских фильмах были подозрительны в принципе — если иностранцы не были афроамериканцами, учившимися в МГУ, то обязательно оказывались агентами ЦРУ.

Часть 6. Страшные советские мультфильмы.

Отдельно стоит упомянуть о нескольких неудачных и откровенно жутких советских мультфильмах — для развенчания мифа фанатов СССР о том, что все советские мультфильмы в СССР были добрыми, а ребенка можно было без страха оставить у телевизора.

Советские мультфильмы часто считали добрыми, но нередко советские аниматоры снимали весьма пугающие и совсем не детские мультфильмы — на их фоне Харли Квинн выглядит меньшим злом.

Надо сказать, что качественность советской анимации сильно преувеличена. Действительно в советской анимации удалось снять несколько удачных советских мультфильмов, вроде “Приключения капитана Врунгеля”, “Остров сокровищ”, “Попугай Кеша”, “Тайны Третьей планеты”, “Малыш и Карлсон” и “Трое из Простоквашино”. Однако качественных советских мультиков оказалось не более трех десятков за все годы существования СССР.

При этом общее количество всех произведенных в СССР мультфильмов насчитывало несколько сотен — другими словами, 80-85% советской анимации составлял всякий трэш и низкопробный кукольный шлак, который снимался советскими конторами вроде “Свердловской киностудии”, которая на бюджетные деньги годами играла в одни и те же затрепанные куклы медвежат и мышей, озвучивая их голосами пожилых советских актрис. Самое печальное — всю ту чертовщину постоянно вставляли в телевыпуски советских мультфильмов для детей.

Что касается страшных советских мультфильмов, то некоторые из них были сделаны таковыми намеренно, а другие получились страшными “случайно”. Однако их все равно показывали детям по советскому телевидению.

Вот список 10 самых страшных советских мультфильмов:

1. Премудрый пескарь (1979).
2. История одного города (1991).
3. Халиф-аист (1981).
4. Разлученные (1980).
5. Бескрылый гусенок (1987).
6. Лиса и заяц (1973).
7. Медведь липовая нога (1990).
8. Крот и яйцо (1987).
9. Будет ласковый дождь (1984).
10. Два клена (1977).

В общем, истории о “лучшей в мире советской анимации” были сильно преувеличены — в СССР было снято лишь несколько десятков хороших мультфильмов на фоне сотен образцов откровенного, а иногда и страшного шлака.

Эпилог

Советские фильмы не программировали человека на хорошие поступки, а очень часто делили людей на сорта, приучали к мысли что КПСС, КГБ, армия и милиция всегда правы, занимались антиамериканской пропагандой, а также внедрением других понятий, которые в 21 веке кажутся дикостью.

Именно поэтому никакое “возвращение назад в СССР” невозможно — общество уже давно переросло советские фильмы и советский менталитет, а люди в наши дни стали намного нравственнее и терпимее, чем в советские годы.

Вячеслав Миронов. 17.07.2020.

88
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
avatar
5000
Прикрепить фото / картинку
 
 
 
Прикрепить видео / аудио
 
 
 
Другие типы файлов
 
 
 
2 Comment threads
15 Thread replies
6 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
12 Авторы комментариев
Екатерина ВолковаЛешийЯна ГордееваЯна ГордееваЯна Гордеева Последние авторы комментариев
новые старые популярные
Denis
Участник

Вячеслав Миронов, что Вы всё поносом изливаете про СССР, восхваляя США?…. Там своего дерьма хватало в США не меньше чем было в СССР!!!!! Кого Вы пытаете убедить Вашим поносом?!… Тех кто лучше Вас знают про СССР?!… Или Вам ГОСДЕП США деньги платят за изливании гразью про СССР?…. Да!…. smile

Дмитрий Сергеев
Гость
Дмитрий Сергеев

Денис прочитайте архивы уголовного дела милиционера-убийцы Дениса Евсюкова, а также советское уголовное дело “Убийство на Ждановской” — сразу все поймете.

Denis
Участник

Уже читал, ничего кроме бреда я умного там не увидел в статьях!!!!!

Дмитрий Сергеев
Гость
Дмитрий Сергеев

И еще, Денис. Прочитайте статью Вячеслава Миронова “Ползучая милиция” и его статью “Будущее России: Постпутинская эпоха” (он взвешенно и адекватно оценил политику Владимира Путина, как и оставшиеся проблемы, которые россиянам придется преодолевать после ухода Путина, в отличие от прибалтийских русофобов, топящих за антипутинские провокации каждый день). Также прочитайте его статью “Югославский капкан”, где он осудил геноцид Клинтона в Сербии. Прочитайте именно эти реальные данные, а не телеперадачи пропагандистов Прокопенко, Соловьева и Скабеевой, которые каждый день орут на российском телевидении, что все европейцы вкупе с заокеанскими американцами готовят гитлеровский блицкриг в штабах НАТО и видят как бы развалить Россию. О том,… Читать полностью »

Denis
Участник

А кто он такой этот Вячеслав Миронов?…. “Профессор” Оксафонского университата в штатах что-ли?!…

Дмитрий Сергеев
Гость
Дмитрий Сергеев

Ну так вали в северокорейское метро!

Denis
Участник

Тут я про МЕТРО ничего не говорил, а спросил прежде всего про Вячеслава Миронова, о МЕТРО тут небыло разговоров!!!!!

Дмитрий Сергеев
Гость
Дмитрий Сергеев

И еще Денис. Сравните советские “ревущие” поезда и российские комфортные поезда “Москва в Московском метро — и тогда вы сразу поймете, почему никто не хочет повторить “СССР 2:0”, за исключением секты “Свидетелей СССР” (это я ничего не выдумываю, в постсоветской России, на фоне ностальгии по советской эпохе, появилась такая радикальная ползучая организация, которая отказывается признавать Российскую Федерацию и сам факт того что СССР распался в 1991 году), особенно топящей за СССР и использующей экстремистские действия, и откровенное жонглирование фактами.
Благодарю за внимание. До встречи на сайте.

Denis
Участник

Я сам Москвич с детства и пожалуйста про МЕТРО не рыпайся!!!!! Я уже ездил на многих вагонах МЕТРО в столице и мне больше нравились Сталинские вагоны с мягкими сиденьями и веяет от них теплотой и уютом, нежели холодные современные вагоны, они только электроникой больше напичканы и таблом в силу времени нашего, но Сталинские вагоны имеют мягкие цвет, да и рамы оконные и дверные из дерева, а не холодная алюминия, да и станции все Сталинские как дворцы и то что Вы мне сказали что: “советские ревущие поезда и российские комфортные поезда”, на деле всё наоборот. Сталинские поезда более тёплые и приятные… Читать полностью »

zon
Участник

На такую чушь ловились в конце 80-х – начале 90-х )))) Ну, а сейчас про “великие СыШыА” и “дикую Русию” читать откровенно смешно!!!

Denis
Участник

Точно, и не поспоришь!!!!!

Яна Гордеева
Гость
Яна Гордеева

Денис, продолжай покрывать милиционера-убийцу Дениса Евсюкова и дальше, прикрываясь сказками о “святом СССР”. Ложь часто помогает человеку успокаиваться, чтобы защитить себя от нервного срыва.
Гуд бай.

Леший
Участник

Смешная смена темы. Очень характерно для троллей

Яна Гордеева
Гость
Яна Гордеева

На мифы о “святой советской эпохе” ловились в советские годы. А сейчас читать про “святой СССР” и “немытую буржуйскую РФ” откровенно смешно.

Яна Гордеева
Гость
Яна Гордеева

Зоп, а ты ездишь на “Вольво” или на “Жигулях”? Ездишь на “ревущих” советских поездах или на российских поездах “Москва” и на поездах “Ласточках” по МЦК? Ты живешь в коммуналке, или в западной новостройке? Пользуешься только коммунистической Хуавэй или планшетами из Южной Кореи (можно найти и такие)?. Если на “Вольво”, тогда ты прозападный антисоветчик — все западное в СССР было строго запрещено. Учти этот факт.
Гуд бай.

Яна Гордеева
Гость
Яна Гордеева

Зоп, посмотри “Премудрого пескаря” — и все мифы о “святой советской эпохе” у тебя сами собой вылетят из головы вместе с антиамериканским бредом.
Гуд бай.

Екатерина Волкова
Гость
Екатерина Волкова

В СССР всякое дерьмо снимали.