Визиты хворого

Местный сидел на кромке леса, у небольшого костерка и посматривал, как вдалеке, через поле к нему идёт человек. Человек шёл медленно, глядя себе под ноги, оттого немного петлял. Изредка человек вкидывал голову к леску, чтобы скорректировать свою траекторию. Местный не стал дожидаться, пока он добредёт до костра, и заговорил первым, когда человек был ещё шагах в тридцати:

– Вид у тебя усталый. Садись, отдыхай.

– И отдыхать уже, сил нет, – пробурчал захожий.

– Ну так расскажи, на что ты все свои силы нынче истратил?

Захожий присел к костерку, так же как Местный, спиной к лесу, глазами в поля и выдохнул:

– Да вот, маюсь без толку. Всё никак решить не могу… Как подумаешь о плохом – прорва бездонная, да безвылазная. А о хорошем подумаешь – любовь и благодать без конца и края. И где здесь верная позиция? Где правда?

– Докатились мы до глубин бездны космической, или поднялись до космических вершин – это вопрос оптимизма и пессимизма, а не точной науки. Верно здесь будет – стоять в целом на оптимистических позициях, при этом неудачи свои не просто терпеть и игнорировать, а формировать на их основе свой жизненный опыт. Ошибки делать оптимисту обязательно придётся. Просто надо стараться каждый раз делать выводы и по возможности не повторять старых ошибок. А пессимисту остаётся только ждать, когда за него всё решат другие и заставят его делать всякие неверные и бесполезные, на его собственный взгляд вещи. Когда дело будет сделано, пессимист обязательно укажет на недостатки сделанного, оптимист порадуется тому, что удалось хорошо. Всем всегда будет, чем заняться.

Долго сидели молча. Местный подбросил в тлеющие угли длинную корявую ветвь:

– Ну, так как там у тебя с оптимизмом?

Захожий кривовато улыбнулся:

– Все доводы я уже донельзя замусолил, всё дельное по этой теме до капли выжал. Нет у меня уже никаких дополнительных данных и прочих соображений. И решения нет. Одни сомнения, как были, так и остались. То мелочи всякие на себя внимание тянут, покоя не дают, то глобальное, основополагающее что-то сомнение вдруг вызывает, и тогда маюсь, всё уточняю что-то, перепроверяю. От того и не могу на актуальном, на продуктивном сосредоточится. Всё без толку краями хожу, вокруг да около.

– Хошь сомневайся, хошь нет, а знай – если сам не решишь, так за тебя решат, иногда это и впрямь вернее будет, чем самому. В любом случае Бог поможет: люди подскажут, обстоятельства новые откроются, время пройдёт, и всё само образуется наиболее гармоничным образом. А чтобы усилия твои были эффективнее, ты опытным путём меру ищи – сколько о глобальном думать, сколько о мелочах, а сколько о деле твоём насущном, о том самом, ради чего ты все эти мелочи и глобальности мусолил, да пропесочивал. Сам почувствуешь, что из твоих усилий продуктивно, что нет. Мешает на продуктивном сосредоточится только каприз: «как бы всё побыстрее сделать, да побольше разом хапнуть». Капризничать, ни детям, ни взрослым не хорошо. Скромность, она знаешь, очень даже украшает, и не только девиц молодых, но и мужиков здоровых.

А всего на свете постичь нельзя. И в самом основании мира, и во множестве его подробностей, что-то в этом мире всегда должно оставаться неизвестным для нас. Эти недостижимые пределы – пространство для новых открытий, свершений, пространство для новой жизни. Так что не майся попусту, не трать время и силы зря. Всякие глобальные и неразрешимые вопросы – это не твоя личная задача, это только маяки для цивилизации в её бесконечном путешествии во вселенной.

Смысл не в том, чтобы пытаться познать сразу всё, застревая в невротическом азарте. Смысл в том, чтобы познание доставляло радость. Только такое познание будет наиболее эффективно, только в таком познании есть смысл и благо для всего и всех. Надо не забывать, что смысл жизни в счастье. А счастье достигается посредством последовательного и гармоничного развития, а не посредством капризного, упрямого, надрывного, травмирующего усилия.

Не следует заниматься делами, которые требуют от тебя слишком большого усилия, и дают, при этом, очень малый результат и малое удовольствие. Затраты не должны превышать отдачу. Независимо от того дело это или развлечение, надо выбирать занятие по душе, занятие наиболее продуктивное, такое, с каким справишься, такое, что доставляет тебе самому радость. Причём радость должен приносить уже сам процесс, а не только будущий результат. Счастье всегда будет ориентиром верного пути. И только счастливый человек сможет быть максимально полезен для других людей и для всего окружающего мира.

– Ладно, спасибо, маленько утешил. На этом, пожалуй, сегодня и разойтись можно.

***

– Получается – опять пришёл я, молодой, здоровый к тебе старому, слабому за помощью.

Местный приосанился и чуть нахмурился:

– Так и получается. Я – дерево сухое, да старое, ни листьев, ни цветов, ствол не прочен и пуст, зато корни глубокие, кажется, уже до самой истины дотянулись. Но пока истинность моих суждений бесплодна. Чтобы дать дельный совет, нужен верный вопрос.

– Да я уже и знать ничего не хочу. Всё мне в этом распрекрасном мире обрыдло.

– Ну и чем же тебе наш мир не угодил?

– Коварно как-то всё в жизни устроено. Есть, например, красота. Она тянет на себя внимание, прельщает, провоцирует, лбами сталкивает, унижает нас уродов своим совершенством, а при ближайшем знакомстве ещё и разочаровывает.

– Эка беда на тебя свалилась! Красотой тебя оскорбили! Одурачили! Тут дело не в красоте, а в том, что ты пессимист, ленивый, но с амбициями. Ты бескорыстно красоту люби! Красота нужна, чтобы была любовь. А от любви будет ещё красота. Другая. Больше и сложнее – слова, действия, отношения…

– Во, во! Пессимист я, да ещё с амбициями. На хрена я этому миру распрекрасному такой нужен? А мир меня, взял, да породил! И чё теперь?

– Теперь жить.

– Как жить? В какую сторону?

– Этот выбор каждый день сам делать будешь. Каждая частность стремится найти место своего наилучшего приложения в мире. А мир ищет во всех своих частностях лучшее, как точки опоры для своего развития.

– Всё-то у тебя благоразумно, аккуратно, а что-то мне от этих стройных конструкций не легче. Устал я экспериментировать с этой жизнью методом «научного тыка». Слишком уж много «дано» в условиях этой задачи.

– А ты хотел попроще? Так надо было самому быть попроще! А ты просто принять всё как есть не желаешь, вопросы сложные ставишь ребром, а потрудиться и своей головой подумать не хочешь.

– Ну, допустим, уже хочу. Так ведь непонятного – прорва аморфная. Как за это всё взяться?

– Ну, тут придётся, и в прошлое обратиться, и определить, какое будущее нам интересно. Тогда сможем понять, где мы сейчас и что нам делать.

– Про прошлое, разговор долгий…

– Так завтра заходи.

– Зайду… может и завтра.

***

– Иной раз, тоска душу из меня вынимает. Тогда ничего, окромя этой самой тоски, не чувствую. Так, наверное, с ума сходят?

– Не боись, ты не псих. Я с тобой много говорил. Психи они мыслят криво, несогласованно, совсем уже никак несвязуемое вяжут. А у тебя просто нервы болят. От нагрузки и мышцы рвутся, и кости ломаются и нервы значит…, всё потом срастается. Главное из всего правильные выводы делать, и во всём меру знать. А какие-нибудь проблемы, они всегда будут. Без них даже, наверное, скучновато было бы. Невзгоды эти даны нам не, чтобы жизнь разлюбить, а чтобы смерти не бояться. Жить при этом надо изо всех сил, до конца, а умирать без страха, но ни в коем случае не раньше времени, не попусту и не за зря!

***

– Чего там у тебя?

– Страх… Вроде уже и нет никаких причин, а страх глаза застит, жизни не вижу. От страха этого уже, и сил нет, и понимания…

– Это бывает. Вот ты разок испугался чего-то там… сильно испугался. И так тебе это хорошо запомнилось, что ни дня нет, чтобы ты об этом не вспомнил. Но жизнь большая, будут ещё у тебя другие впечатления. Они затрут, перекроют, затмят твой страх. Со временем этот страх станет для тебя никчёмным, пустым, безосновательным, не актуальным.

– Ну я, допустим, это всё понимаю. А душа-то всё равно болит!

– А как же! Нервы, ведь они, как мышцы, как кости – тоже повреждаются, тоже болят. От того и не держат иной раз страх твой и тоску на их должных, верных местах. Страх, боль, сомнения твои вылезли сейчас на приоритетные позиции. Чуть, что – они тебе первыми на ум лезут. Встряхнуло тебя видать крепко, потому они в твоей голове на ближайшую полку переместились. Это перемещение временное. Потом – всё на своё место встанет.

– Скоро?

– Спешить тут не надо. Иной раз спешить бесполезно. Как бы ты не старался, а кость после перелома раньше времени не срастётся, и нервы раньше своего времени не срастутся. Будешь потихоньку жить, на обстоятельства ориентироваться, выводы делать и решения принимать – чему на какой полке место. Найдутся в твоей жизни вещи поважнее и поинтереснее, чем этот страх. Вот тогда страх твой на своё место и встанет. Для таких перемещений время конечно понадобится. Но вот тебе хорошая новость: время у нас с тобой есть! Бог даст – поживём ещё!

***

– Всякое бывает. Бывает, привыкаем мы к тому, что решение является производным прежних решений и даётся легко. И потом удивляемся и мучаемся, когда в нестандартной ситуации привычные решения не годятся, а новые незнакомы и чужды.

Как было принято решение о том чтобы появилась наша вселенная? И как мы сами принимаем решения? Это один и тот же вопрос. Это с одной стороны – великая, неразрешимая тайна, с другой – ясно как день. Быть или не быть, какие прилагать усилия, к чему и сколько? Всё определяется опытным путём. И первое наше решение – это решение сделать вообще, хоть что-нибудь. Дальше можно бесконечно уточнять и развивать начатое.

Бывает так, что мы отбираем и сравниваем множество вариантов и находим целый ряд равных по ценности решений. И тогда мы отчего-то роняем на один из равноценных, казалось бы, вариантов Божью искру, мизерную частицу его воли, делегированную человеку.

Мы не всегда способны объяснить свой выбор. Видимо тут по-своему участвует хаос небытия. Небытие, будучи необходимым пространством для нашего дальнейшего существования и развития, вместе с тем сопротивляется Божьей воле в целом и воле человека в частности. Хаос небытия не позволяет принять стопроцентно обоснованное, логичное, верное решение. Мы вынуждены отчасти угадывать, пробовать неизведанное, делать невычислимый творческий выбор. В этом великое таинство бытия. С этой долей неизвестности мы должны смириться, чтобы без лишних, болезненных, пустых сомнений делать каждый раз свой отчасти случайный и не вполне ясный нам самим выбор. Мы вынуждены делать этот выбор, основываясь на лишь частичном знании, неполноту которого восполнят наши лучшие чувства, наша неизбывная любовь ко всему нас окружающему, через которую и проявляется в нас Божья воля. Нет смысла пытаться логически вычислить то невычислимое, что дано нам в чувствах. Руководствуясь лучшими и сильнейшими нашими чувствами и желаниями, мы тем самым проявляем делегированную нам частицу Божьей воли. Божья воля, Его неизбывная любовь и созидание всегда будут бороться с хаосом небытия, поэтому результат наших действий никогда не будет полностью известен нам самим. Мы вынуждены жить внутри этой великой тайны. И если бы мы могли доподлинно и исчерпывающе знать как мы принимаем решение, то смогли бы в точности вычислить и прошлое и будущее вселенной, причины её возникновения и будущие следствия каждого сегодняшнего события во всех подробностях. А это означало бы невозможность творческого поиска новизны в пространствах неизведанного и невозможность бесконечности развития мира, а значит невозможность самой жизни.

Известная же часть вопроса заключается в том, что внешние обстоятельства прямо и попросту согласуются с нашими внутренними свойствами и нашим прошлым опытом. Словом, внешние обстоятельства согласуются с внутренними.

Когда мы принимаем решение, мы чувствуем делегированную нам частицу Божьей воли внутри себя и чувствуем маяк Божьей воли в окружающем нас мире. Сознание на мгновенье рисует яркий, ясный вектор между этими двумя точками, вектор верного направления наших усилий. И тогда мы знаем, чувствуем, что делать.

Могут быть ситуации, когда человек не может принять решение, потому что не набирается достаточный для этого потенциал психической энергии. Её расходуют взаимоисключающие доводы, конфликты между мотивациями, наличие большого множества близких по ценности вариантов и трудность точной оценки некоторых аспектов ситуации. Тогда человек в тупике. Тогда человеку нужен отдых, бездействие и созерцание в неспешном ожидании дополнительных данных, мотиваций. Неумолимый ток времени обязательно заставит человека принять хоть какое-то решение.

Тут важно помнить, что излишний страх и излишние сомнения изолируют человека, расходуют попусту его силы, мешают его участию в созидании мира. И только любовь интегрирует человека в окружающий мир и позволяет участвовать в созидании мира, помогая найти верный путь, помогая найти своё место, помогая найти своё счастье и послужить счастью окружающих. А посему любовь в человеке всегда должна быть сильнее страха. Соблюдая разумную осторожность, никогда нельзя при этом руководствоваться в решениях страхом. При принятии любых решений в приоритете всегда должна оставаться любовь.

Человек всегда хочет быть прав. Несмотря на весь накопленный жизненный опыт, человек периодически обязательно ошибается, то ли по вине неких «новейших неучтённых данных», а то и вовсе по неясным причинам. Казалось бы, в процессе любого решения всего лишь согласуются наши внутренние свойства со свойствами окружающего пространства. Но есть что-то ещё, та самая искра Божия, частица его воли, данная человеку – это любовь, часто безадресная, смутная, обращённая то к чему-то конкретному, то к чему-то очень общему и абстрактному. Оттого мы иной раз поднимаемся высоко над неразрешимой проблемой и принимаем невычислимо, непостижимо мудрые решения, основанные на любви. А иной раз мы упрямо ошибаемся даже в простейших вопросах, действуя по привычке, по инерции, основанной на устаревших, неактуальных данных, основанной на излишних страхах и сомнениях.

Сила привычки велика, это часть нашего былого опыта, часть нас, и мы иногда не в силах действовать правильно в новых обстоятельствах, хотя прекрасно видим верное решение. Одно ясно – мы обязаны стараться, обязаны ориентироваться, и на накопленный опыт, и на новые обстоятельства, обязаны пробовать ещё и запоминать результаты, накапливая новый опыт, формируя новые, актуальные, полезные привычки, взамен старым и вредным. В совершенно новых, незнакомых обстоятельствах следует опираться не на подробный и детальный устаревший опыт, а на базовые, основополагающие, неизменные данности, на «вечные ценности». Тогда ошибок будет меньше, несмотря на недостаток нового, актуального опыта.

– Складно… Вот, вроде и ясно всё, и знаю что делать, и знаю чего хочу, а сомневаюсь. Сам не пойму – в чём. Как что устроено – ясно. Я – сумма свойств, мир – сумма обстоятельств. Но если всё из свойств и обстоятельств, внутренних и внешних, то разве я, или кто другой может с ними спорить? И значит, неизбежно всё будет согласно этим обстоятельствам. Зачем же тогда мне прилагать усилия, зачем принимать решения? Где здесь я?

– Ты постоянно, мизерным, частным образом влияешь на всё в этом мире. Так же, как мир постоянно принимает решения о том, чтобы быть, о том, чтобы быть таким, каков он есть, так и ты постоянно принимаешь решения по поводу своего существования. Быть тебе, или нет. Как быть. Ты постоянно созидаешь свою и общую жизнь. А сомневаешься ты из-за постоянного сопротивления небытия. Оно упорно сопротивляется всякой жизни: и твоей жизни, и жизни других, и жизни вообще в целом. Выход здесь в том, чтобы всегда уделять внимание вновь открывающимся обстоятельствам, гармонично реагировать на все изменения в мире, согласовывать свои желания с желаниями окружающих, стремиться к общему благу и поменьше дорожить своими неактуальными привычками. Не следует излишне поддаваться неактуальной и непродуктивной инерции. Не следует предаваться излишним, навязчивым сомнениям. Они – лишь страх перед новым опытом.

При этом не надо пытаться вычислить невычислимое и узнать заранее то, что выясняется только сообща со всем тебя окружающим, посредством всеобщего жизненного эксперимента. Помни, что ты не один. Не пытайся всё понять сам. Оставь кое-что для других. Если ты слишком долго и уже без всякого удовольствия маешься каким-то делом, вопросом, размышлением, то подумай: может это не настолько твоё дело, насколько ты в него вкладываешься, может, в нашем прекрасном, огромном мире найдётся много талантливых людей, которые будут решать эти вопросы не только эффективнее, чем ты, но ещё и с намного большим удовольствием. Не пытайся лишить их этого удовольствия, мучая себя чужим делом! Не отнимай у этих людей их радости, не жадничай, не бери чужого. Зачем тебе чужое дело, чужое предназначение. Чужое счастье украсть невозможно. А ведь из-за того, что ты потратишь на чужое дело слишком много своего времени и сил, кому-то потом придётся делать за тебя как раз то, что лучше всего получилось бы именно у тебя.

Ищи для себя такие дела, которые несут радость тебе и несут радость другим. Мы всегда стараемся делать, что хотим. Нам всегда хорошо удаётся делать то, что мы можем. И нас всегда просят делать должное. Хорошо, когда твоему делу присущи все три аспекта. Хорошо, когда ты делаешь то, что хочешь, можешь и должен. Мне кажется твоё нынешнее дело, как раз таково. А потому тебе долго сомневаться теперь ни к чему, да и некогда уже. Время-то позднее. А хорошо выспаться перед новым днём – это, пожалуй, поважнее будет любых диспутов по выяснению истины во всех её бесконечных подробностях.

Местный откинулся на ворох соломы за спиной, поглядывая на звёздное небо из-под полузакрытых век. Захожий последовал его примеру.

Во сне захожий, то хмурился, то чему-то улыбался.

Когда Местный проснулся, захожего уже не было. На углях стоял горячий чайник, а рядом – пол пачки печенья. Местный навёл себе чаю, скептически пощупал чёрствую краюху, припасённую им вчера для завтрака, и взялся за оставленное печенье.

***

В этот день говорили много и засиделись допоздна. Совсем к ночи, когда уже обсудили всё насущное вплоть до погоды, разговор как полагается пошёл глобальный, да философский.

– Но ведь, если Бог один, то до какой же степени ему должно быть одиноко!? Это ж, какая тоска! Люди от одиночества запросто с ума сходят…

– Не забывай, что Бог – не человек. Бог – понятие исключительное, в чём-то, может, и парадоксальное. Хотя своего рода драматизм в этом всём конечно есть.

Видимо, проблема Божественного одиночества решается тем, что Бог, как целое, делегирует каждой своей частности крупицу своей воли, чтобы всё сущее жило, развивалось, общалось и множило всё новые частности: всяческие дела, свершения, рождение детей. Отказ от своей частности и пренебрежение своей человеческой жизнью гибельно не только для самого человека, это наносит ущерб мировой гармонии и умножает одиночество Бога. Мир должен расти, дробясь на всё новые, прекрасные частности, которые при этом согласуются и обобщаются во всё более совершенном виде Божественного единства.

Так же и человек прислушивается ко всем своим разнообразным ощущениям, впечатлениям и разумным доводам, делегирует свою волю всем своим нейронам, чтобы те «высказались» и пришли к некоему «согласию». При этом сознание человека, его личность тоже остаются целостными.

Бог самовыражается через творение нашего мира. Нашу вселенную можно, в некотором смысле, считать телом Бога. И возможно проблема Божественного одиночества отчасти разрешится тогда, когда наша вселенная дойдёт до пределов своего развития, полностью раскроет свой потенциал и всецело, исчерпывающе осознает себя. Вселенная придёт в некое Божественное состояние, более связное и целостное. И тогда сам Бог изменится, поднимется на новый уровень развития. Возникнут новые законы физики, новая вселенная. И то, что раньше являлось единым и единственным Богом, станет теперь только крупной частностью Божества нового уровня. Быть может когда-то будет существовать множество этих крупных частностей, множество этаких «Прежних Богов». Они будут уже не единичны, будут сообщаться между собой в контексте «Единого Божества нового уровня» и значит они уже не будут не одиноки.

Но сразу возникает новая драма. Обновлённое, изменившееся понятие единого Бога должно своим целостным и единственным в своём роде существованием объединить всё сущее, всех «Прежних Богов» и всё их содержимое в новую, единую систему. Значит Бог, снова одинок. Хотя и это будет только временное одиночество, пока «Обновлённый Бог» не самовыразится в сотворении такой сложной, интересной вселенной, которая станет на пике своего развития новейшим, сложнейшим Богом, ещё более высокого уровня. В общем, драма Божественного одиночества, быть может, отчасти разрешается через бесконечное развитие вселенной, через бесконечное развитие понятия «Бог». Если понимать вселенную не как огромную сумму объектов, а как единое целое, то можно считать, что Бог это и есть вселенная.

– Вот, спасибо. Теперь можно и спать… Хорошо тебя на ночь послушать.

– Заходи, когда не спиться. Я всегда на месте.

***

– У меня руки опускаются от мысли о том, что бытие вечно. Времени было предостаточно для чего угодно. Зачем тогда наши сиюминутные усилия? И почему же мы всё ещё здесь? Почему за все прошедшие времена не успело произойти всё, что происходит сейчас и чему ещё предстоит произойти?

– Здесь, видишь ли, вечное бытие против вечного небытия. Вечное бытие предполагает, что всё могло уже давным-давно произойти. А не менее вечное небытие предполагает, что могло вообще ничего никогда не быть. В борьбе этих понятий формируется наша вселенная. В этом смысле представляется вполне естественным, что всего сущего ровно столько, сколько есть, и мы именно здесь и сейчас, такие как есть, не больше, не меньше и не иначе. Бытие в вечной борьбе с небытием стремиться принимать всё более совершенные формы. Мир таков, каков есть, потому что пока ничего лучшего не придумано. Поиск более совершенных форм продолжится, и будет продолжаться вечно.

***

– Всё как-то в этой жизни не ясно и не определённо. Я всё сомневаюсь: может, я зря время теряю, меньше делаю, чем могу, или вообще не то делаю?

– Слишком много не сомневайся. Как раз на эти сомнения зря время и тратишь. Живи по течению, в согласии с окружающим. А идеальный порядок в жизни, и невозможен, и не нужен. Если жизнь будет слишком рациональна и прагматична, то будет потеряно многообразие мира, а вместе с тем и потенциал его развития. Как всегда, всё хорошее – хорошо в меру. И дело делать надо, и умеренно побездельничать полезно. Безмыслие и бездействие даёт пространство для манёвра, чтобы гармонизировать всё сущее, всё на данный момент происходящее. Недаром первая заповедь врача – не навреди. Так же важно – прежде всего, не делать лишнего. Например, не тревожиться и не сомневаться попусту!

В поисках наиболее гармоничного и продуктивного режима бытия необходимо ориентироваться в равной мере и на внешние обстоятельства, и на собственные чувства и желания. Следует спокойно и методично искать и всю жизнь уточнять своё верное место в этом мире. В этом поиске человек обязательно стремиться к гармонии между «хочу», «могу» и «должен».

И относись к жизни легко, как к приключению. Не надо подолгу застревать на каждом жизненном перекрёстке и зря тратить силы и время на бесконечные пустые сомнения. Надо делать свой выбор и следовать ему. Зачастую это нелегко, иногда даже в мелочах. Каждый раз, независимо от масштаба и категории вопроса, независимо от деталей его решения, это, прежде всего будет принципиальный выбор между «быть» и «не быть». Это всегда будет ещё один шаг в неизвестность, ещё одна попытка отвоевать у небытия пространство для новой красоты, для нового знания, для новой жизни.

Мы обязаны, не смотря ни на что, всегда решать этот вопрос положительно до самого конца наших сил, до самого конца нашей жизни. Потому что иначе мы подведём окружающих, взваливая на их плечи всё то, что должны были сделать сами, потому что иначе мы предадим созидательный труд Бога, принявшего изначальное положительное решение, давшее начало существованию вселенной.

Здесь нельзя лениться, нельзя останавливаться, нельзя впадать в отчаянное бездействие. Наше личное счастье, счастье окружающих и весь этот мир растут за счёт наших усилий. Надо конечно во всём меру знать. Если в чём-то хватишь лишку, надорвёшься физически или морально – пользы в этом не будет. Всегда надо искать для себя оптимальный режим и наилучшее место приложения своих сил.

Вообще, счастье неизбежно. Не сейчас, так потом. Не ты, так другие. Так что не хандри, а делом займись. Дела нет, или устал – так занятие себе найди по душе. Нет занятия – с человеком поговори. Совсем нечем и не с кем заняться – расслабься и созерцай, тихо радуясь всему, что уже удалось ранее, тебе самому, другим людям, Богу. А как отдохнёшь – снова забавы весёлой для себя поищи, людей интересных, да дела хорошего. Всегда когда чувствуешь неактуальный, болезненный, пустой страх – следует расслабиться, а когда чувствуешь любовь, желание, радость – то следует напрягаться, стараться, трудиться, общаться, действовать. Любимые занятия и любимые люди всегда будут вдохновлять тебя на новые труды и на продолжение всего лучшего из твоего прошлого.

Что мне тут добавить… Разве что попробую напоследок сказать ещё раз про всё, о чём говорил, но теперь совсем уже кратко, для закрепления так сказать, ибо «сложное обретает силу, только приняв простейшие формы».

Бог принял первичное решение «быть», Бог сделал первый шаг в неизвестность. Затем Бог самовыразился в создании мира, делегируя свою волю каждой частности во вселенной, чтобы таким образом всё эффективнее, всё дальше проникать в пространства неизвестного. Частности отделены друг от друга неизвестностью, и сами частности отчасти остаются тайной друг для друга, так как знания частностей об окружающем не могут быть полны. Этим обеспечивается возможность развития мира.

Все мы, являясь частностями целого, постоянно принимаем не вполне верные решения, основанные на неполных знаниях. Мы всегда отчасти правы, отчасти ошибаемся. Мы обязательно должны стараться, но нам никак не обойтись без ошибок. Ошибки неизбежны и необходимы, они соединяют сферу знаний с пространством непознанного. Мы бесконечно компенсируем свои и чужие ошибки новыми, творческими, интересными, но опять же несовершенными решениями. Тем самым мы продолжаем развитие вселенной. «Да здравствует вечное дело созидания мира!»

190
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments