Влад-экономист

Триллер для малышни и театральный буфет (Влад -экономист-1)

В субботу у нас был семейный поход в кукольный театр на спектакль для самых маленьких. Мама сказала, что Арсюшу надо почаще выводить в свет. В билетной кассе предлагали на выбор: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и «Кошкин дом». Это у них ассортимент для самых маленьких: убийство с пожиранием, групповая резня и пожар. Мы выбрали убийство и всей семьей пошли поддержать Арсюшу, чтоб ему было не очень страшно такое смотреть. Он у нас конечно смелый, но выборочно: на меня он бросается бесстрашно, и конфеты отнимает и к пирожкам из духовки не подпускает. А трансформаторную будку в фильме про Чебурашку боится. Он перед этим кадром из комнаты выбегает. Или еще круче: ноутбук захлопывает. Он вообще во всех своих добрых мультиках самые страшные моменты выучил и норовит пропустить: бой отважного Рики-Тики с коброй, грозу в «Букашках», нападение злой крысы… Поэтому мы дружно уселись в третьем ряду и ждали куда он в полном зрительном зале занырнет как только волк на бабушку набросится. Может конечно решит, что людей впереди много и волк до него не доберется, потому что столько сразу не съесть же.

В прошлом году водили в первый раз в дельфинарий. Он там сразу освоился и даже пытался вести светскую беседу с незнакомой девочкой, которая сидела рядом. Угощал ее печеньками! Он мне печеньку в жизни не предложил, разве что половинку когда совсем объестся, а тут такая вежливость в два года.

Пока спектакль не начался, я занялся полезными расчетами. Вообще то я посчитать люблю, но не математику. Я решил узнать выгодно ли иметь свой собственный кукольный театр. Посчитал места в ряду, умножил на количество рядов и на стоимость на моем билете. Потом решил посчитать сколько придется артистам заплатить.

-Бабушка, как ты думаешь сколько артистам платят.

Бабушка задумалась. Обещала дома ответить.

В антракт мы пошли в буфет. Я давно заметил что в театральном буфете самые вкусные бутерброды, только стоять в очереди долго. Мама пыталась запастись с собой всем что сможет понадобиться в театре: сок, конфеты, Барни, батончики. Чтоб с Арсюшей по очередям не толкаться и лишних денег не тратить. Но я от всего этого отказался, конечно, кроме того, что успел съесть во время первого действия. Потому что существуют традиции, а традиции очень важны, это нам в школе много раз объясняли и на литературе и на истории. А пойти в театр или цирк и не заглянуть в буфет это нарушение традиции. И есть нюансы: в цирке надо покупать батончик, сладкую вату, сок и игрушку, а в театре бутерброд, капучино и шоколадку. Хоть мне бабушка все время под руку говорит что «штучный товар» в буфете покупать глупо, там большущая наценка. Можно из дома прихватить и сок и батончик и шоколадку. Что такое «наценка» я уже много раз слышал, но в буфете покупать интересней. Бабушка теперь мне про наценку опять повторять будет. Я в этом уверен. Но мне про театр другое надо знать: сколько же надо платить актерам и сколько останется мне если я буду хозяином театра? Бабушка покосилась на меня и спросила:

-И что тебе так хочется в Карабасы-Барабасы?

В театре все же работают профессионалы, они понимали с кем имеют дело и Арсюшу нашего не испугали: бабушку волк глотал за ширмой, с Красной Шапочкой провалился под сцену, а после того как ему охотники брюхо вспороли он убежал с криком: «ой-ой-ой, я больше не буду». Ещё и у зрителей просил прощения и обещал есть только кашу и охранять огород. Арсюша радостно смеялся и вместе со всеми карапузами кричал, что волка нужно простить, потому что он исправился.

Я был возмущен. Чему мы его учим? Что можно всех поесть, а потом извиниться и все тут же тебя простят? Интересно, в какую еще игру после спектакля придумает поиграть со мной наше юное дарование.

После цирка он учил моих морских свинок ходить на передних лапах, есть стоя на задних лапах, вылазить задом из его мусоровоза, вертеться в его цементовозе и бегать накрытыми его перевернутым горшком! Отнять у него моих бедных не цирковых животных не получалось из за дикого ора и маминых попустительств: «Пусть еще чуть -чуть поиграет, но ты следи чтоб он их не обидел». «Не обидел!» — то есть надеть на мою Лолу горшок это еще недостаточное оскорбление для нее?

Упражнения для развития (Влад-экономист -2)

«Крышевание» у Арсения вообще сильное. Бабушка как то больше за справедливость, а мама — за развитие! В развитие у них с Арсением входит: залезть в мой шкаф и вывернуть все вещи, тереть полы моей любимой футболкой, привезти в грузовике из дворовой песочницы песок и посыпать в коридоре, обернуть рулоном туалетной бумаги мой стул, порвать на очень мелкие кусочки обложку моей тетради, чтоб я заново подписывал ее. «Рвать бумагу на кусочки это прекрасное упражнение для пальцев»- мама, «Подписывать заново свои тетради –прекрасно тренирует каллиграфию» — бабушка.

Все что делает Арсюша- свято: набрал на прогулке кучу камней, притащил домой сложенными в панамку, вывалил в тазик и залил водой. Потом пытался их раскладывать по комнатам, просто японский сад камней в миниатюре. Бабушка на нервах моментально придумала ему другую игру: засовывать каменюки в пластиковую бутылку. И он теперь ходит и громыхает: «Ребенок изобрел музыкальный инструмент и тренирует руки». Я так и не понял это у него спортивный инструмент или музыкальный снаряд, но: «Выбрасывать нельзя — он же старался».

-Труд надо уважать –сказала бабушка,- труд это прибавочная стоимость.

-Какая это стоимость?-не понял я.

-Прибавочная. Ты понимаешь –он тратил время, прилагал усилия, он каждый камушек отдельно выбрал. Каждый ему чем то приглянулся, а мы возьмем скопом и выкинем их только потому что они грязные и мокрые. А ему они дороги, значит они имеют ценность как сувенирные. «На каждый товар есть свой купец». Вот наш Арсюша купец на эти каменюки.

-Замечательно, — обрадовался я – значит каждый раз когда бабушка подклеивает мои учебники, то добавляет им стоимость. Она же тратит время, клей, скотч, бумагу. Сколько же тогда должен стоить мой учебник если я – третий пользователь и значит его уже три раза подклеивали до нас? Выходит, нам школа должна доплачивать за возвращаемые учебники?

— Тебе учебник по Биологии выдали новый и что с ним теперь? Часть стоимости «испарилась».

-Куда она испарилась? Там что было написано, то и осталось. Информация не изменилась и все листки на месте.

-Сыночек, то что информация вся там и осталась не очень хорошо. Информация должна к тебе переходить: ты бы книжку листал, листки бы изнашивались, а ты бы приобретал знания. А так у нас получилось, что и обложка отваливается, и оценка в табеле намечается не на шоколадную премию, а на дополнительные работы в саду.

-Жаль. А давай мы на будущий год их аккуратненько на полочку сложим и сдадим без даже самого маленького износа.- Это была моя лучшая идея. Я просто даже встал со стула, когда говорил.

-Хорошее предложение.-Как то странно согласилась мама и вышла в другую комнату, потому что Арсюша долго из нее не показывался. Возможно, занялся … не знаю, но он всегда находил, чем заняться.

-Да. С логикой у тебя хорошо.-тихо восхитилась бабушка.

-Но, видишь ли, когда государство установило что надо всех деток бесплатно в школе учить, оно что то другое имело в виду, чем возвращать свои учебники не изношенными. Оно вроде бы хочет, чтоб детки их изнашивали. Только не кидались ими, а читали и изучали что в них написано.

Я тоже логично говорю?

-Да, -согласился я.

-Если бы у государства была другая задумка, то и школ бесплатных и учебников не было. Ведь так?

-Наверное.

Я сидел и думал: жаль, что мой хороший экономный план сохранения учебников не прошел. А так ходил бы в школу с легким портфелем, можно было бы мяч с собой носить, чтоб уже не совсем пустой таскать.

О настойчивых предпочтениях и брендах (Влад-экономист -3)

Арсений ревел. Он громко ревел и крупные слезы катились из разнесчастных глаз. Он ревел и бежал к бабушке. Когда бабушка видела его слезы, то вся наполнялась состраданием. Она подняла его на руки, обняла, усадила к себе на колени и стала целовать. Она не просто его целовала, а непременно прицеливалась прямо в слезинки.

Мама при этих звуках тоже моментально выскочила в коридор, как обычно ожидая увидеть самую страшную картину.

Я стоял в коридоре как дурак: у меня в руках была футболка, моя собственная личная футболка с логотипом любимой команды. Я посмел ее забрать у Арсюши, который давно заприметил ее как свою и пытался очередной раз утащить стирать.

Несколько десятков раз он ее уже смог постирать, потому что когда меня нет дома, то никто за мою футболку не заступается, бабушка покорно наливает в тазик теплую воду, капает туда шампунь и Арсюша занимается своим любимым делом. Потом он требует аккуратно вывесить ее сушиться на вешалке. Потом я прихожу со школы и вижу свою любимую футболку, которая опять сохнет.

Сегодня я его отловил и забрал свою футболку. Мама и бабушка смотрели на меня полными мольбы глазами: «Отдай ему. Отдай, он так любит с ней играться». Нормально, да? Эту футболку мне купили в фирменном магазине любимой команды. Она стоит целое состояние. Когда мы туда пришли, то папа сказал, чтоб я выбрал ровно одну вещь. Я выбрал. Теперь я даже не могу ее надеть, она все время или сушится или стирается.

-Влад, Ты понимаешь как Арсюша тебя любит. Когда ты уходишь в школу он надевает твою пижаму, залазит в твою постель и сидит там. Он хочет быть всегда с тобой и таким как ты. Отдай ему эту футболку.

Но фразу: «Мы тебе другую купим» я что то так и не дослышал.

Я протянул обиженному, сопливому и зареванному Арсюше свою любимую фирменную футболку. И чувствовал –отдаю навсегда.

-Владюша, футболка твоя, не расстраивайся так, она же тут дома, он ее никуда не уносит, он ее не испортит, поиграет и вернет.- Утешала довольная тем что все разрешилось бабушка. – ты же тоже его игрушки берешь, вон весь его кукольный театр вокруг твоей кровати.

-Но я же их не стираю!

-Ой, так пойди постирай. Я тебе тоже сейчас тазик дам.- утешила мама.

Вопрос был закрыт. Если дорог мир и покой, то только так. Как говорится: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».

-Может мне другую такую же купим?- спросил я на всякий случай.

-Такую же?- с сомнением спросила мама,- Зачем? Давай лучше на выходных тебе для пляжа что нибудь прикупим, полотенце какое захочешь, кепку, плавки, маску, мяч.

Я печально смотрел в пол.

-Сыночек, ну не стоит на нее такие деньги тратить. Футболка себе и футболка. На рынке на эти деньги можно 10 футболок купить с самыми разными рисунками.

-Они же не правильные.

-И что в них не правильного,-вмешалась бабушка. Она отличалась яростным сопротивлением покупки всяких брендовых вещей.- Ты же понимаешь что мы платим такие деньги не за особое качество ткани, не за удивительный покрой. Да, она ноская и стирку хорошо выдерживает, как мы смогли убедиться, но не стоит на нее опять тратится. Давай мы тебе шарфик фанатский купим.

-И что я в этом шарфике на физкультуру пойду? Или мне во дворе летом в этом шарфике на воротах стоять? Меня дразнить будут, я даже не знаю как.

-Оденешь- узнаешь,- это бабушка. У нее прекрасно с черным юмором.

-И почему брендовые вещи такие дорогие.-вздохнула мама.

-Брендовые вещи дорогие потому что ….

-Большое спасибо и не надо! — мы с мамой поблагодарили бабушку и пошли помогать Арсюше вывешивать очередной раз стиранную футболку. Её полагалось аккуратно расправить на вешалке и вывесить на балконе в определенном месте, чтоб Арсюше было видно. Малыш любит когда все под контролем.

Два плюс один и мой стихийный аукцион (Влад-экономист -4)

Меня этим летом планируют отправить на пару недель в гости к дяде Сереже, в поселок на оздоровление и что б я побыл поближе к природе. А накануне Нового года он привозил к нам своих замечательных двойняшек Диму и Дашу, ровесников нашего Арсюши, мы их знакомили с нашим замечательным городом. Потому что у нас в городе много куда на Новый год можно детишек повести. Водила весь этот хоровод по мероприятиям мама. Поэтому дома она была сильно уставшая. Малышня вжилась в свои маскарадные костюмчики индейцев, и по вечерам я был у них бледнолицый, на которого они охотились. Еще эти три трехлетних «индейца» делили наборы конфет, игрушки и призы, которые удалось раздобыть на очередном новогоднем утреннике. Поэтому, первую половину вечера я удирал от них, а вторую половину разнимал.

Чтоб их разнять я надел на себя высокий котелок и объявил что я главнейший и справедливейший судья и оценщик. Мне пришлось сильно потрудиться чтобы дети мирно разобрались сколько на их взгляд леденцов можно отдать за один Гулливер, или сколько воздушных шариков не жаль выменять на машинку.

Когда малышей удалось рассадить за круглый стол и возле каждого на большом блюде сложить его горку богатств, то дележ и обмен вошли в цивилизованное русло. Я предложил им чтобы все было честно-честно и мы организовываем биржу. Каждый разбирает свою кучку «сокровищь» на две: первая это те что ему самому нужны, а вторая –для обмена.

Начиналось же все с того что Даша пыталась оставить на утреннике конфеты «Белочка» из своего подарочного набора, потому что они с орешками, и она такое не любит. Это очень огорчило Арсюшу, который ест их в первую очередь. А дома пока Арсений пытался пристроить в ящик с картошкой «невкусный» апельсин, Дима как бы случайно унес Арсюшиного «Гуливера», что было тут же замечено.

Бабушка со словами: «На всякий товар есть свой купец», вытащила апельсин из овощного ящика, забрала у Даши не понравившиеся ей конфеты и сказала мне что б я «помог товару найти своего покупателя»

Начали с Арсюшиного апельсина. За него Даша предложила машинку, а Дима –яблоко.

-Арсений,-сказал я- Видишь, тебе апельсин был не нужен, а и Дима и Даша считают что им он очень даже нужен. Выбирай, что ты хочешь получить за него: машинку или яблоко.

Арсюша выбрал машинку, и мы продолжили свой аукцион. Так дети поднимали по очереди свои товары и предлагали обмен. Менялись они по моему уже несколько раз. Особенно запутанный случай получился с машинкой, потому что через время Арсюша передумал что она ему нужна и решил ее обратно поменять на апельсин с Дашей, чтоб забрать у Димы яблоко. Но Даша обратно меняться отказалась, а Дима свое яблоко на машинку тоже менять не захотел, только соглашался на апельсин. И чтобы помочь начавшему очень расстраиваться Арсюше, я предложил Диме выбрать, на что из всего что было на столе он согласился бы поменять свое яблоко, кроме апельсина. И Дима выбрал большой «Чупа-чупс», который был у Даши. Тогда я спросил у Даши, на что из того что есть у Арсюши, она согласилась бы поменять свой «Чупа-чупс». Даша подумала и решила, что на механического мышонка было бы здорово. Но тут заупрямился Арсюша, потому что мышонок ему тоже очень нравился. Дашенька предложила Арсюше за мышонка не только «Чупа-чупс», но и маленькую шоколадку. Арсюша заулыбался довольный, но попросил еще и 3 карамельки. Даша начала возмущаться и сказала что так совсем без конфет можно остаться. Арсюша почувствовал что «сделка» срывается и попросил хоть одну.

-Хорошо,-согласилась Даша, хоть и без удовольствия.

И сделка дня была осуществлена: Арсений отдал Даше механического мышонка, забрал у нее большой Чупа-чупс, маленькую шоколадку и карамельку, потом отдал Чупа-чупс Диме и получил большое красное яблоко.

Дети остались довольны что такая сложная ситуация так замечательно разрешилась.

И дружно отправились готовиться ко сну.

Мне так понравилась моя новая роль, я чувствовал себя в ней таким важным и авторитетным. И малыши, которые даже и букв не знают стали считать и прикидывать как не прогадать.

Трудности выбора (Влад-экономист -5)

На этой неделе меня пригласили на день рождения. У друга- Богдана был день рождения. И родители мне сказали что поскольку я недавно сам отмечал свой день рождения, то все про это помню и подарком займусь сам. И логично исходить из стоимости его подарка. Мама предложила дарить деньги, я отказался. Тогда мне предложили самому выбрать подарок для друга, я предложил флешку. Мама сказала что я всегда предлагаю флешку. И мы пошли выбирать подарок вдвоем.

Но сначала я изучил другие варианты. Смотрел в ящиках и на полках и кое что подобрал.

-Сыночек, что ты там так сосредоточенно ищешь?- мама озабочено заглянула в комнату на звук, потому что когда я что то ищу, то обычно все достаю из ящиков, и по мнению мамы не очень правильно складываю обратно.

-Я ищу подходящий подарок.

-И что же у тебя подходящего то нашлось?

-Вот на выбор: три модели автомобилей, энциклопедия, эспандер, боксерские перчатки, книга о приключениях в джунглях.

Мама села на кровать. И стала рассматривать предполагаемые подарки.

-Сына, что то все три автомобильчика слегка поломаны.

-Но они же коллекционные и дорогие.

-Да, но все равно поломанные.

-Эспандер? Мы же его тебе купили чтоб ты занимался, и это совершенно не отменяется. Так. Книги. Энциклопедия для младших детей, а твой друг- ровесник, прекрасный подарок, но не в этом случае.

Я отложил и энциклопедию. Осталась только книга о джунглях. Мама ее полистала и тоже отложила.

-Сыночек, книжка очень интересная и ты можешь дать ее своему другу почитать. Для подарка она сильно заношенная.

И мы собрались идти в магазин.

В магазине мы обошли много отделов, но я так ни на чем не мог остановиться. Мама хотела чтоб я сам выбрал подарок с учетом выделенных на это средств, столько же сколько подарил мне друг.

Проблема была в том что ему точно не нужна была флешка. Вот если флешка, то все просто. Мы зашли в отдел сумок, мне там понравилось портмоне, я предложил. Мама была согласна, но только спросила представляю ли я как Богдан им пользуется. Я не смог представить, хоть вещь и полезная. Мы зашли в книжный отдел и я выбрал прекрасную логическую / математическую игру. Мама не возражала. Я начал доставать деньги и только как то погрустнел.

-Что случилось, сыночек?

-Блин, мне она тоже очень нравится. Я тоже хочу себе ее.

-Ты выбрал подарок?

-Может я ее себе оставлю, а дома еще раз вещи пересмотрим?

-Сыночек,-улыбнулась мама,- ты же сюда за подарком пришел, а дома мы уже все пересмотрели хорошо. Представь, что ты даришь подарок, а твой друг радуется. Разве тебе не будет приятно?

Я подумал и решил, что будет мне приятно когда друг обрадуется моему подарку. Мы сделали покупку и тут же в магазине нам ее красиво упаковали. Я перестал видеть содержимое, а только красивый пакет с бантиком и «жаба» отпустила. Все же деньги, наверное, дарить легче. Определился с суммой, сложил в конвертик и все дела.

Первый мамин страшный сон, нюансы дележа и каналы информации (Влад-экономист -6)

Мама рассказывала сон. Ей после собрания приснилось, что в коридоре встретились 4 учительницы, к которым она ходила узнать как идут дела и стали спорить какой предмет у Владика самый любимый. Они кричали друг на друга, размахивали портфелями, потом увидели маму идущую по коридору и погнались за ней с криками: «Мой, мой предмет. Вы же сами мне говорили». Мама хотела незаметно убежать по лестнице, но споткнулась, ухватилась за перила и проснулась. И странное дело, тут, уже наяву, нога продолжала болеть. «Это нервное»- сказал папа.

Я зашел на кухню, родители замолчали и стали как бы заниматься каждый своим делом. Мама с особым усердием размешивала тесто на блинчики. Мне эта тишина показалась какой то подозрительной, потому что я так и не смог выяснит что же ей там в школе наприувеличивали. От друзей я слышал, что когда родители остаются наедине с учителями, то лучше и никогда не слышать этих россказней. Но что ей там могли напридумывать? Я решил быть настороже.

-Наверное, Влад, тебе надо чаще бывать в саду!- мама подняла голову от блинчиков.

-Почему в саду? Я могу и по дому много помогать. С Арсением играть в хоккей.

-В саду будет правильнее. Ты же по ботанике оценку заслужил, а не по физкультуре или по настольным играм. Не знаю, уж в какой именно хоккей ты собрался помогать Арсению.

-Ну, в любой могу.

-В настольный у меня как то лучше получается. Вы когда в настольный играете, то основная борьба у вас развивается куда табло крутить, а когда я с ним играю, то на хоккейном поле и шайбу не теряем.

-Я с ним честно играл. Это он постоянно на два-три табло перекручивает. Я его считать учу и правильно счет выставлять. И еще честности!

— Когда конфеты делите, то твоя арифметическая шкала…

-Я и там все честно. С учетом здоровья. Арсюшу беречь надо. От шоколада у маленьких может быть диатез. Это не шутки. А у меня диатеза нет. Поэтому ему леденец, мне Гулливер. По одной каждому.

-Но леденец значительно меньше был. Это даже Арсюше понятно.

-Та-а-ак в этом и суть: диатез! Мама, мы избегаем диатеза только благодаря моим стараниям.

-Прямо семейный доктор какой то,- вздохнула мама.

Источники информации

Уже неделю как мама роутер включает только когда ей надо и перенесла в свою спальню. Это после того как я свои взгляды на образование ей изложил со ссылками на сайты. Она так странно на меня посмотрела, как будто китайский язык услышала, потом почему то ее взгляд ушел влево в пол. И роутер из коридора перебрался в ее комнату «в целях сохранения всех видов здоровья от лучей Wi-Fi».

В прошлый раз такой облом был с ТВ, когда Арсюша родился. Выяснилось, что все передачи делятся на типы:

-он может испугаться,

-ему еще рано

-слишком яркие цвета и мелькает.

А время на:

— ему уже спать пора,

-любой шорох может его разбудить,

-сейчас он будет мультики смотреть,

-ой, не включай ТВ, а то он близко подходит и это вредно для глаз.

Бабушка все поняла, купила себе в спальню отдельный ТВ и повесила его чуть не под потолок, а пульт держит сверху на шкафу.

Теперь наш большой ТВ подключен как монитор к ноуту и там исключительно «добрые старые мультфильмы», что бы малыш не получал моральных травм. Даже не знаю как бы наш малыш себя повел если бы его покой так не оберегали. Если после предпринятых нами мер одно из его любимейших занятий заставить меня залезть на самый верх шведской лестницы, чтобы потом снизу щекотать и хватать за ноги. Слазить мне при этом запрещено: я же люблю нашего малыша и должен с ним еще немного поиграться.

С тех пор антенну к большому ТВ доставали только в двух случаях: смотреть ЧМ по футболу и на новогоднее обращение Президента. И оба раза потом говорили: «Лучше бы мы его не включали, только расстроил».

Краски жизни и экономия (Влад-экономист -7)

Пока мы с бабушкой мыли в ванной наши фикусы, папа хвастался что у них на работе всё в зелени.

-Хороший коллектив раз всё не повяло,- съехидничала бабуля.

-У нас фонд обновления есть- вот всё и не повяло.

— Фонд?- бабушка любила про фонды.

Папа раскрыл тайну озеленения: у них на работе ввели систему штрафов за курение и ругательства.  И направляли средства на улучшение атмосферы. Вот скоро накурят на новую высокую драцену.

Мы вынесли из ванны наши три фикуса и понесли их ставить на место в треногу в зале.

— А воду закрыть?- прислушалась бабушка. Я сбегал и выключил.

— А свет выключить? –выглянула бабушка,-  Я устала напоминать.

И тут я решил начать новую жизнь. Не лично я, а чтоб все.

-Раз экономить — значит всем экономить. Я контролирую и кто провинился, кладет мне в копилку 1 гривну за холодную воду, 3 гривны за горячую и за свет.- Постановил я.

Неплатежеспособный Арсюша прогромыхал на своем автомобиле мимо.

-За Арсения платить будете вместе. Это ответственность родителей за воспитание.

Копилку я соорудил сам: стеклянная банка в форме бочонка, в котором раньше был мед. Тарифы написал в ванной и на копилке.

-Значит я столько лет контролировала бесплатно, а тебе сразу и штрафы платить?

-Мать, ну кто тебе виноват, кроме коммунистов? А теперь новые времена,- папа любовался на моё объявление, — А Устав ты себе уже тоже написал?-позвал он меня.

-Какой устав?

-По каждому фонду есть Положение или Устав. Там пишут за счет чего собирают средства и куда направлять планируют.  А в конце отчитываются перед сооснователями.

-Перед кем? Папа, повтори.

-Со-основателями, ну теми, кто фонд организовал, или перед городским советом, если фонд или штрафы городу принадлежат.  С кем ты свой фонд организовываешь? С нами? Или один?

-Один. Я не жадный, а хозяйственный и справедливый и у меня много планов. Велик менять пора, старый продам, вы добавите, из бочонка возьму и хватит.

И тут бабушка своего брата вспомнила, она его часто вспоминала:

-Ой, а помню как моему брату велосипед «Орленок» покупали, он 40 рублей стоил.  Ему пообещали родители через 2-3 месяца подарить. Так потом сидим всей семьей в парке в воскресенье, отец говорит: «Кто мороженное хочет?» Мы все, конечно, захотели, а брат отказался. Сидим, едим, а он на нас смотрит всем в рот одновременно. Тут мама и поняла, что он из-за своего «Орленка» нас осуждает, считает что мы  сейчас практически его «Орленка» едим. Должны все ни в кино не ходить, ни мороженое не есть, а все вместе только про его велосипед думать и деньги копить.

-И как же вы его утешали?-  посочувствовал я двоюродному дедушке. Бабушкины рассказы о ее брате я всегда люблю изучать конкретней, чтоб не только она рассказывала про брата, а и о себе не забыла.

— Я его точно не утешала, я вообще маленькая была. Только мама ему сказала, что когда копят на вещь, то это не значит, что вся семья должна во всех радостях и праздниках себе отказывать. Выходит, что пока ему велик новый не купят, то мы должны и без печенья, и без конфет сидеть? Он вроде бы понял.

-Но это же логично, вы  быстрее сумели бы велосипед ему купить если бы стали на всем экономить, на диету бы перешли, а вместо кино можно во дворе на лавочке книжку из библиотеки почитать.

-Замечательная такая жизнь бы началась,- включился папа. –Вот давай начнем мне на БМВ копить и несколько лет будешь на лавочке библиотечные книжки читать. Можешь начинать составлять список книг. И даже комп не включай- электричество тоже будем экономить и горячую воду, так что в слегка теплой привыкай душ принимать.

-И так несколько лет?- ужаснулся я.

-Да. А потом на дачный домик начнем. Я давно хотела, ты же знаешь как я люблю в саду возиться.

-Нет, я не хочу такой жизни! Не надо нам ни новая БМВ, ни дачный домик. Я хочу ходить в кино, есть мороженое, включать компьютер, -представил такую жизнь я.

-Вот видишь. Нужно понимать, что копить деньги это не значит отказывать всей семьей себе в других удобствах. Такое делают только если что- то крайне серьезное, вопрос жизни и смерти. Например, если кто- то болеет и нужны деньги на лечение или для поступления в университет, или надо уехать срочно, и нужны деньги на дорогу. Тогда вся семья «садится на диету».

-Ну да,-согласился я –новый велосипед это еще не вопрос жизни и смерти. Вот новый мобильный телефон-да.

-Если ты потерял свой телефон, то это очень плохо,- согласился отец,– И без телефона ты сидеть не будешь, сейчас не те времена. Ты получишь самый простой телефон,- утешил он меня.

-Нет я не потерял свой телефон, просто изучаю вопрос.

-Что тут изучать?-вступила бабушка, — Видишь, вон через дорогу от нашего дома еще дом строится. А кинотеатр уже построен. Если же делать как ты сказал «логично», то пока для последнего человека в нашем городе не будет построено жилье, то ни на кинотеатр, ни на стадион, ни на сквер с лавочками  тратиться нельзя. А уж фейерверки на праздники вообще «деньги на ветер», всегда же на что то копим. Так что всему меру надо знать, чтоб и жизни радоваться, и веселиться и на велосипед копить одновременно.

-Понятно. Хорошо хоть совсем без телефона не оставите.

-Да. Потому что телефон теперь уже не какой- то предмет роскоши, а наша возможность связи с тобой. Раньше такие телефоны были только у самых состоятельных людей. Двадцать лет назад это был предмет запредельной роскоши,- бабушка про 20-50 лет назад всё помнит.

-Даже запредельной?

-Да. А еще раньше даже часы. Мне в пятом классе подарили на день рождения. И я ходила по школе в них и красовалась. Разве такое сейчас можно представить?

-Часы?- удивился я.

-Да. Так раньше было. Часы-дорогая вещь. Дарили когда повзрослеешь.

-А как же вы время определяли?

-Можно было у прохожих спросить или в школе на первом этаже часы на стене висели.

Я зачем то в кармане сжал свой мобильник. Хорошо что я не тогда родился.

-Дело не только во временах,-успокоила меня бабушка,- А еще и в том зачем нужна конкретно эта вещь этому конкретному  человеку. Понимаешь?

-Нет,-искренне признался я.

-Вот тебе мы на осень наметили покупку нового компьютера.

-Да,-моментально у меня поднялось настроение.

-И не в подарок к Новому году, не в честь дня рождения,-продолжала бабушка.- И, к сожалению, не за отличную учебу.

Тут я слегка затаился.

-А к новому учебному году в компьютерной академии. Чтобы ты продолжал учиться. Потому что это необходимо для твоей будущей специальности. Вот если бы ты не учился, а просто играл, то статус покупки был бы совершенно другой и, пришлось бы тебе пару писем Дедушке Морозу написать.

-Почему же пару?- подобиделся я.

-Потому что с первого письма он бы только начал копить на такой шикарный подарок,- закончила бабушка разъяснительную речь.

Когда родители вспоминали о предстоящей осенью покупке новенького ПК, у меня сразу настроение поднималось, и даже погода на мой взгляд улучшалась.

Моим одноклассникам в основном доставались старые компьютеры отца или старшего брата, такой же был и у меня. Теперь родители сказали, что мне пора иметь серьезную машину. Но предупредили, что с этого учебного года будут следить за баллами, которые я буду набирать на каждом занятии и, пора для расслаблений прошла.

Приватность (Влад-экономист 8)

-Вчера вечером в темноте возвращаюсь домой и слышу прямо над ухом ласковый голос: «Здравствуйте. Можно побеспокоить Вас?». Во мне все так и замерло. Я даже не обернулась. И увидела проходящего мимо молодого человека, который разговаривал по телефону. Как уже достали эти мобильники. Или идет кто то тебе на встречу, кричит, машет руками. И ты думаешь: «Это он по мобильнику или осеннее обострение?» и зубками цок-цок.

-Все. Бабушка, я понял почему ты пришла встречать меня со школы. Но почему ты два дня подряд шлешь СМС: «Где ты? Задерживаешься?»  когда еще не окончились уроки ?

-Извини, на часы не посмотрела. А ощущение было что тебе давно пора уже дома быть.

-У меня тоже всегда такое ощущение на седьмом уроке. И ты ошибку в слове «Задерживаешься» сделала и все время повторяешь. Ты его в Шаблон внесла?

-Да? Я посмотрю. Пирожки сегодня с абрикосовым… Как ты и любишь 15 штук,-перевела разговор бабушка, отнимая у меня рюкзак.

Нас на целый месяц оставили одних на хозяйстве. Родители уехали в санаторий вместе с Арсюшей. В квартире стало непривычно тихо. И чтобы скрасить грусть мы налегли на мучное и вредное.

-Как там алгебра, кормилец? –спросила бабушка.

-Норм, –коротко ответил я.

Но она продолжала шнырять по тетрадям, доставая их из рюкзака. Очевидно, пыталась по ним составить виртуальный снимок дня. Наклонности к ревизии у нее с годами на пенсии не ослабевали и это надо принимать как факт. Но бабушка и для меня старается, чтоб я мог полноценно обороняться. Вот недавно на электронку скинула книгу «Ложь. Три способа выявления». И даже обиделась, когда я честно признался, что не читаю ее. Потому что зачем? Я прекрасно вру и так. А она все выявляет несовпадения и возмущается. Хорошо, что не у всех такой музыкальный слух на лажу.

Наконец она со дна извлекла  потоптанный учебниками остаток пирожка.

-Ну извини.

-Да. Я и вчера за банан простила. И сегодня прощаю.

На компе я установил код, чтоб домашние расслабились и  не шарили по моему жизненному пространству.

Если бы все мои одноклассники сделали так же, то на родительское собрание не попадали бы скрины наших переписок. Правда я там всякими глупостями не палился, Макс тоже. Макс не палился потому что когда он что то пишет, то его мама просто за спиной стоит. Так что у него нет никаких иллюзий о приватности.

-Владик, я тебе расскажу о приватности в те времена когда  училась я. Родители приходят в школу и все собрание им все про всех рассказывают и оценки зачитывают. А сейчас можно спокойно сидеть и слушать общие фразы. И даже  когда  мне дали выписку с твоими оценками я эти 1 и 2 по близорукости  за 12 приняла или наоборот. Уже не помню.

-Ты считаешь, что я 12 по алгебре получить не могу?

-Только не надо сразу  делать обиженный  голос. Какая тонкая душевная организация. Вон тебе родители на скайп звонят. Спроси как они там отдыхают.

-Мама, привет!

-Здравствуй, сыночек.

-А что ты мне привезешь ты сказала?

Бабушка вышла из комнаты.  И закрыла дверь. Плотно. Видимо ей не понравилось что то.

-Ты бы про Арсюшу спросил,- крикнула она через самой же возведенное препятствие.

-Как Арсюша? -послушно спросил я в скайп.

-У нас все по графику: отдыхаем, оздоровляемся и скоро приедем. Привезем тебе местных гостинцев. Что то ты мне кажется немного поправился. А ну сфотографируйся и вышли мне. Чем вы там питаетесь?

-Сейчас вышлю. А какая у вас там погода? –перевел я разговор. Потому что если она сейчас про пирожки пронюхает, то прямо запретит их печь и все. Тогда нормально вечером с компом не посидишь.

-Расскажи как там в школе? Не деретесь?

-В школе нормально. У меня все хорошо.

-Приеду – схожу.

На ужин было пюре и 2 котлеты. Пирожки бабушка попрятала. И на тарелке лежало только два. Маловато будет, тем более с абрикосовым.

-Ба, а где еще?

-Норма, -ответила бабушка.  Мама уже успела и ей рассказать что я якобы растолстел за три недели.

Все же с родителями лучше всего разговаривать по телефону. «Простого телефона вполне достаточно», — думал я делая впрок свои фото тщательно втягивая щеки.

Сезонный спрос и адаптированные задачи (Влад- экономист 9)

Мне сегодня особенно хочется скорее отделаться от уроков и пойти гулять, потому что велосипед из ремонта после зимы наконец вернули. И сегодня моя первая в этом сезоне велопрогулка на своем велике. Он в ремонте три недели в очереди простоял, потому что «сезонный спрос», как объяснила мама. Все свои велосипеды сразу достали и отвезли в ремонт после зимней стоянки. У мастера работы стало столько, что он сам еле в мастерской помещался, везде велики-очередники рядами стояли. Вот где заработок поплыл. Но это временно, сейчас всем их машины наладит, а потом уже до следующей весны работы будет раз в 20 меньше.

Короче, что там в задаче: вливается, выливается… Мрак, кто такие условия только придумывает.  У меня в ванне когда вливалось-выливалось, то мне бабушка сразу про тарифы на воду и объем ванны рассказала, а потом не на то  мороженое   денег дала, потому что «зарезервировала дополнительные средства на сверхплановые расходы по коммунальным платежам». Бабах! И вместо  яркого конуса «Виват» у меня в руках слегка помятый стаканчик сливочного.

Когда уроки доделаю, то с Максом созвонимся  вместе выходить кататься.  У нас с Максом куча общего: и младший брат у него тоже есть, только постарше, Павлик уже в третий класс переходит, и живут они рядом, и мама тоже психолог. Сплошные совпадения.

И дополняем мы друг дружку. Например, Макс любит математику, просто обожает всякие задачки решать. Он условия запоминает, а потом смешно их переделывает. Даже для этой цели раздобыл разных старых учебников для младших классов. Говорит, что из них смешнее получается. Но тут я скажу юмор у него слегка испорченный, потому что папа у него в полиции работает, и дед там работал и это как то накладывает отпечаток.

Ну вот, например, задачка: «Девочка нашла 36 грибов, а мальчик 28. Среди этих грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов нашли дети?» И, Макс начинает папиным голосом: «А теперь дополнительные вопросы для уточнения деталей происшедшего», и дальше сколько несъедобных  еще осталось, если девочка и мальчик уже в больнице.

Или по линии экономической полиции: «Доярка надоила от 6 коров по 12 литров молока. Поместится ли это молоко в два бидона вместительностью 32 л. каждый?». Макс подходит к ситуации обстоятельно. Уточняет, что от коровы надой должен быть примерно 15 литров в день. У доярки же по 12 и не от одной приболевшей коровы, а от всех. Значит, либо хозяйство ведут плохо, животных недокармливают, либо доярка куда то по 3 литра от каждой коровы утаивает. И мы уже считаем сколько убытков от такой бесхозяйственности.

И я тоже нашел одну очень интересную задачку про сварщика. Там коротко говоря сказано что «опытный сварщик проводит сварку одного стыка газовых труб за 5 часов, а автоматическая установка за 5 минут». Не зря мне папа говорит, чтоб я лучше учился, особенно в компьютерной академии, где мы про робототехнику изучаем, потому что когда я вырасту, роботы заберут у людей очень много специальностей. И на этой задачке из старого учебника это очень хорошо видно, потому что 5 часов и 5 минут это очень большая разница.

Ну с тем что математика у нас на каждом шагу я согласен. Но что примеры из нашего задачника могут сильно пригодиться согласится трудно. Лучше б уже конкретно: задача-условия-где пригодится. Так бы как то веселей считать было.

— Мама, -позвал я,- может я пойду, мы же с Максом можем вместе позаниматься, как вчера.

-Как вчера вы занимались мне мама Макса звонила и рассказывала.  Вчера вы вдвоем на его велике за мороженым 40 минут ездили, а потом 20 минут колесо накачивали, а потом  она вас от грязи ели оттерла.

-Но мы же и задачки решали,-обиделся я.

-Те задачки, что в учебнике у Павлика?   Мне и про это мама рассказала. Отнять у ребенка учебник, читать и дразниться. Да вы просто молодцы. Сиди и занимайся самостоятельно.

-Ну хоть инет включи,-это моя последняя попытка.

-Нет уж, решения списывать. Сам считай.  В жизни очень пригодится.

Материальные источники дружелюбия и дефицит (Влад-экономист 10)

Если выйти на балкон, то можно  целый день смотреть как кто  нибудь кидает мяч в баскетбольную корзину.  Но на балкон сейчас выходить – только «палиться», я же  делаю уроки. Это практически последние уроки в учебном году, а мама вчера пришла с родительского собрания, где ей выдали мои текущие оценки.   Поэтому я тихо смотрю в окно на лавочку, там сидит дедушка нашей отличницы. Вид у него как будто ему все на свете известно наперед, и скучно объяснять что, когда и почему.

Лучше бы я конечно не за ним наблюдал, а на велике ездил,  но как бы не всегда получается. Кстати, если окно открыть, то и слушать можно, пока я домашние задания делаю.  На нашей лавочке часто старушки за всеми секут. А я – за старушками.  Это мне очень помогает  придумывать мемы. Мы их потом с Максимом вместе оформляем. Потому что он классно рисует, а у меня без проблем с фантазией. Максим это мой первый дружбан и одноклассник.

С  тем дедулей, конечно,  много не наслушаешься. Все с ним уже поговорили, узнали про его правильное и свое ошибочное мнение, поэтому сразу идут мимо.

В этом он свою внучку напоминает, она тоже умеет пообщаться так что лучше двойку получить, чем у нее списать попробовать. И главное, что они на своих  ошибках совершенно же не учатся. Нет бы поближе к людям быть, как наш Кирилл с его бутербродами. Ему такие в школу наворачивают, что он еще  человек пять первых подоспевших на распаковку угощает. Ну или как Богдан, который все новые игры на своем смартфоне первым опробует и нам дает. Хобби у него такое – тестировать игры. От нас ему респект и уважуха. Говорит, что пошел в деда  дегустатора –любителя.

Короче, в жизни всегда есть место культурному общению на взаимовыгодной основе. А кто против  — тот одиноко сидит на лавочке, за партой, или еще где.

С бутербродами может и двояко получаться, если бы Кирилл их сам наворачивал: приходит отец с работы, открывает холодильник, а там только пакетики от нарезки остались, или брат из универа возвращается голодный, открывает холодильник, а там записочка: «Все унес в школу угощать друзей». Но ему же заботливая мама ланч-бокс складывает, значит можно смело угощаться.

Мне бабушка как то рассказывала что в детстве ее старший брат очень хотел во дворовую футбольную команду, тогда это был тренд, потому что у них компов не было. Так вот его только на замену брали -все места заняты, команда же не резиновая. Он за мячом бегал, когда тот за сетку вылетал и на скамейке запасных ждал когда кого — нибудь родители позовут. И он решил авторитет подзаработать/ рейтинг поднять  на конфетах: сначала свою долю не ел, а по карманам распихает- типа потом съест, а сам во двор тащит друзей угощать. Потом стал и не свою долю тягать по чуть-чуть, чтоб «валюты» на подольше хватало. А однажды, когда родственники из Москвы бананы прислали, то утащил почти все, пока вся семья в кино ходила. Он для этого на фильм идти отказался, раньше такого за ним не замечалось:

— Возвращаемся, а в ящике три банана остались. Мы даже не сразу поверили, что их нет, думали  перепрятал. Его даже не ругали, просто обиделись очень, — рассказывала бабушка, — За то в окно во двор посмотрели, а там банановая кожура желтыми пятнами вокруг лавочки у футбольного поля виднеется.

Раньше, оказывается, бананы на всю страну только в Москве продавались. И всем хотелось их попробовать хоть раз в жизни. Интересные времена были. Да, и про мандарины с апельсинами по бабушкиным рассказам: их из Москвы везли и только в декабре.  Это называлось «дефицит». Замечательно, что я не тогда родился, у меня есть комп, фрукты в магазинах любые, только плати и они твои.

Материальные расходы и нематериальные активы (Влад- экономист 11)

У бабушки на кухне сегодня мастерская по реновации учебников.

По моему, вся семья не меньше чем я хочет скорее их вернуть истинному владельцу-школе. Чтоб на глаза не попадались из-за нервных ассоциации с домашними заданиями.

-Тут вы что- то про прибавочную стоимость говорили, но потом на конфеты отвлеклись. Так я вам прямо скажу, что извела весь скотч что в доме был и пол тюбика клея, чтоб к вашей нулевой стоимости что -то добавить.

И что ты тут вообще роешься?- бушевала бабушка.

Я искал по столу ножницы, чтоб обрезать скотч. Я им кое -что зафиксировал у себя на кроссовках.

— Красавец!- доглядела бабушка, -Он товарные знаки на кроссовках меняет.  Твоё «Адидас» фломастером с точки зрения фирмы  нарушение их прав.

-Мои кроссовки, что хочу-то и пишу.

-Как же! Такую надпись и эмблему только они имею право и только на своих изделиях ставить. А ты тут у нас на кухне контрафактную мастерскую устраиваешь. Иди у себя криминал разводи, зря только уголовный кодекс дарила.

-Не зря. У меня стол шатался, я его подложил. Папа сказал что комментированный принесет и он лучше.

-Ужас ужасный. Во –первых все равно видно, что надпись «левая», во-вторых она завтра же слетит.

-Не слетит. А что же делать по-твоему?

-В письме Деду Морозу на будущий год большими печатными «Адидас» указывать, а  «Columbia» я могу у тебя забрать донашивать пока у нас размер одинаковый.

-Так я пол года должен ждать?

Бабушка вернулась к своим занятиям.

-Ты так изодрал математику,  что можно подумать Пифагором стал. Всю стоимость в свои знания перенес, если судить по учебнику.

-Бабушка, как можно учебник в знания перенести? Он же — вещь.

-Ой! Учебник несет в себе два вида ценности: материальную (бумага, картон) и интеллектуальную. Материальную ценность мы расходуем когда его изнашиваем, передаем из класса в класс следующим ученикам. Как истреплется весь, то останется от него так называемая остаточная стоимость по которой его на вторичную переработку в макулатуру по весу и примут.

Но учебник содержит в себе информацию для учебы. Авторы учебника, эту информацию подготовили, написали книгу.

-Вот мы вместе с информацией его и сдадим по весу,-мстительно мечтал я, вспоминая все свои математические муки за год.

-Информация останется. Ты про  «нематериальные активы» слышал?   Про компьютерные программы, товарные знаки, авторские права, все другое, что не потрогать руками?

На каждый учебник, каждую книгу  у авторов есть исключительное авторское право. Это объекты их интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), их в макулатуру сдать не получится.

-Значит, они могут ходить по домам у кого есть такие учебники и забирать их?- стал ждать гостей я.

-Нет. Они твой учебник забрать не могут,- рассмеялась бабушка, — Просто ни ты, ни кто то другой не можете без их разрешения взять и перепечатать его от своего имени или отсканировать и в интернет выложить.

-Ну а книгу хоть подарить можем?

-Книгу мы подарить можем, если она наша. Но эту конкретно нам школа выдала во временное пользование, то есть в аренду. Но если купим такую же, то и подарить и потерять можем. А самое главное, мы можем пересказывать что в ней написано.

-Нет. Пересказывать это долго. Вот сканировать и в интернет выложить это интересней.

-Может это и интересно, но это нарушение авторских прав.

-И эти права всегда-всегда у них будут оставаться?

-Права эти, -вздохнула бабушка, не очень желая углубляться в тему,-оформляются специальными документами, патентами. И владельцы могут их продавать или передавать, дарить, как любую им принадлежащую собственность. Но именно только права  на печатание или использование содержания в каких-то целях. Поэтому люди для законности придумали разные специальные документы- патенты, лицензии, в которых описаны эти нематериальные ценности. И на кого эти документы оформлены, тот и имеет право распоряжаться, например, снимать фильм по книге, продавать свои компьютерные программы, издавать свои книги, делать по  своим схемам  автомобили.

-И если я куплю права на этот учебник, то я могу поменять обложку и совершенно законно написать: «Автор Влад Луговой»? Представляю, как удивится Зоя Тимофеевна. А сколько они стоят эти права?

-Та не только Зоя Тимофеевна удивится. Я тоже буду в шоке,- открыл холодильник папа.

-Нет, -категорично разочаровала нас бабушка,- имя автора менять нельзя,- Передавать можно только права на использование.

-Ну тогда, –не сдавался я, — вот у меня есть одни права на использование компьютерной программы к моему планшету. Я теперь могу их распродавать?

-Что значит распродавать?- ужаснулась бабушка,- Какой ты у нас все же активный парень растешь. Вы документы получили при покупке. Теперь внимательно их прочитайте. И то, что самым мелким шрифтом написано надо обязательно читать самым внимательным образом. Вам продали одну программу. Вот свою одну и можете вместе с документами продать или подарить. А размножать нельзя. Там для этого и номер серии стоит. Чтоб каждый, кто купил и установил, зарегистрировал ее на себя и другие этим номером уже не могли бы пользоваться.

-Ну, с программой я понял. С  авторством на учебник согласен, что погорячился, хоть и круто было бы. Но чего я так и не понял, почему нам за учебники не доплачивают, когда мы их подклеенные в конце года сдаем.

-За что?- не поняла бабушка.

-Ну ты же трудилась, добавляла стоимость. Вот клей, скотч, ватман.

-Я трудилась? Я час трудилась когда подклеивала. А ты год трудился, когда разваливал. Вот и посчитай теперь как мы всей семьей с книжкой обошлись. Она у нас что лучше новой стала?

-Нет. Не стала  она лучше новой,- покосился я.

-Значит платить должны не нам, а мы. Потому что книжку мы попортили изрядно и подштопали насколько смогли. Короче, износили.

-Да. По логике выходит так. Но у нас же в школе образование бесплатное.

-Влад, ничего совсем бесплатного не бывает. Для тебя учеба бесплатная только потому, что за тебя школе государство платит. Иначе бы откуда взялись учебники и учителям зарплата? И все другое, что в школе есть от здания до воды в кранах.

Вот и выходит,  что государство наше понесет расходы за то, что мы выданный нам год назад почти новенький учебник, сейчас понесем обратно в его нынешнем состоянии. И через год такого пользования государству придется опять платить типографии, чтоб напечатать новые.

Плановая экономика и младший брат (Влад-экономист 12)

Вечером мы с Максимом –моим лучшим другом и одноклассником  как обычно встретились кататься на великах. Но вид у него был немного грустный. Я спросил что случилось.

-Да ничего не случилось…  Представляешь, Павлик маме говорит что мне все покупают, а ему только донашивать. И такой обиженный.

Павлик это его младший брат, который в нашей школе в третьем классе учится.

-А она что?

-Успокаивать начала, рассказывать, что нам поровну всего покупают.

-А он что?

-А он ничего. Как разревется «хочу робота».

-А она что?

-Он что, она что,-передразнил меня Макс.- Утешать начала, он же мааааленький у нас. Сказала что купит, обязательно купит. А он стал требовать, чтоб она записала в свою хозяйственную тетрадку покупок его робота и цену сам вписал.

Оказывается что Паша сегодня вместе с мамой в магазин ходил. И там этот робот стоял. Паша его с полки снял и стоит с ним. Мама уже на кассу идет, а Паша с роботом. Еле на полку поставили.

-Теперь только про этого робота и разговоры,- продолжал свою печальную повесть Макс,- У Пашиного друга такой же, но ему на Новый год  Дед мороз по письму прислал.  Мама ему объясняет что сейчас ни как не получается, что денег сейчас на робота нет. Мы скоро отдыхать едем, кредит платим, у нас целый список вещей к отпуску докупить, все распланировано. А ему так этого  робота надо, прямо горе огромное. И все он вспоминает, перечисляет что мне купили, а ему нет. Мама говорит, что это нам на двоих купили. Просто сначала я этим пользуюсь, а  потом он, когда по росту подойдет. Например, этот велосипед, он же ему большой пока. Поэтому пока я на нем езжу.

Короче, всей семьей ему объясняли, что любим его, ценим его желания. И он согласился  только когда пообещали что  будет ему робот с первой же зарплаты после отпуска.

-И значит уже все решилось?

-И это « решилось»? Это катастрофа! У нас же в семье родители бюджет планируют. Сначала все обязательные расходы: продукты, кредиты, коммуналка, лекарства бабушке, папе на содержание машины. А робота вписали вместо первого взноса на мой «PlayStation» на август. Представляешь такое решение?!

-Паша стал доказывать что этот  плейстейшен не общий,-продолжал захлебываться от возмущения Максим,- А только мне. Пока он подрастет, то эта приставка уже устареет. И еще мы с тобой его поломать можем. И раз мне уже купили недавно новую мобилку, то теперь его очередь. А роботом своим он и мне даст играться. Щедрый такой.

-Да. Попал ты с роботом,- посочувствовал я. Мы уже планировали как в августе последний месяц каникул по вечерам после речки играть будем.

— Обидно конечно. Но мне бабушка обещала, что мы будем с ней копить на него отдельно от маминой хозяйственной тетрадки. Принесла баночку, наклеила на нее: «PlayStation», сказала: «Крепись!» и положила туда 100 грн. для начала.

-А что ты туда класть будешь? Где деньги брать?

-Я буду экономить карманные деньги и мыть папину машину, чтоб он на автомойку не тратил.

-Я тебе помогать буду,- обрадовался я,-Мы же потом вместе рубиться будем. И лучше ты сам с мамой в магазин ходи, пусть Паша мультики дома смотрит. Видишь, как опасно его в магазин отпускать.  У его  друга, Кольки-рыжего из их класса,  гидроскутер наклевывается. Я  сам слышал как он хвастался, так что жди,- предупредил я.

Потребительская корзина и ларек с лакомствами (Влад-экономист 13)

Каникулы уже через неделю.  Вчера в школе начали собирать  учебники. Как я это люблю, просто праздник на душе начинается. Домой шел с полупустым ранцем и птиц слушал.

Купил мороженое, стою и ем, не нести же домой, попадаться на глаза Арсюши: или отнимет половину или так плакать будет что мало не покажется.

А у  соседнего киоска «Лакомка» одна тетенька своей дочке объясняла: «Этого есть нельзя. Посчитай, доченька, набор продуктов, необходимых для изготовления. Сколько стоит масло, сахар, мука, какао-порошок, яйца, молоко. И посмотри, сколько стоит этот тортик.  И тогда вопрос: из чего этот тортик сделан?». И пошла девочка с мамой дальше мимо «Лакомки».

Так что времена сейчас тяжкие: надо с таблицей в руках доказывать родителям, что тортик купить можно и все цифры сходятся, и наценка учтена, и налоги в цене присутствуют.

Подхожу к нашему подъезду, а там опять дедуля нашей отличницы сидит со своим всезнающим видом. Может, он знает, из чего тот тортик сделан? Бабушка говорила, что знакома с ним, только не помнит, как его зовут.  И сказала, что он всегда с виду такой был: «Возраст только усугубляет черты».

-Вот я добрая. С годами все заботливее, а что с этим дедом не так не знаю. Может, сильно много цифр – тоже плохо. Он в Статистическом управлении работал.

—  И что же там такого портящего характер?

—  Если коротко, то все. Сначала туда собирают сведения обо всем что у нас в стране происходит, естественно в цифровом формате, а не сочинения о впечатлениях. Потом составляют сводные таблицы, анализируют, делают выводы и прячут куда подальше.

— Интересно.- искренне заинтересовался я.- Зачем же их тогда собирать?

— Ох, чтобы знать.  Например, сколько стоит «потребительская корзина» и как она соответствует минимальной или средней зарплате или пенсии.

-Какая корзина?-удивился я.

-«Потребительская корзина» это такой термин,- поясненила бабушка.

-Тогда зачем же их прятать такие важные данные?

-Чтоб  не нервировать людей, наверное. Видишь, этот дедушка знает и раздраженный сидит. А мы не знаем, купили себе муку и пирожки лепим.

Бабушка объяснила что придумали собирать все эти цифры еще в Древнем Египте чтобы  знать чего  много или мало, что еще может понадобиться, а что пора и сократить. Теперь вот «потребительская корзина»  это перечень минимального количества необходимых вещей. И их количество умножают на нынешние цены. Тогда получается минимум денег, который нужен каждому человеку чтоб он жил нормально. Есть варианты «потребительских корзин» в зависимости от категории людей и там разные вещи перечислены, кому валидол, а кому детскую молочную смесь: для инвалидов,  для грудных детей, для работающих, для пенсионеров.

-Я даже читала, что сама письменность возникла в древние времена потому что перечисляли чего да сколько фараону на склады поступило. Вы про Древний Египет уже давно проходили?- углубилась бабушка.

Я понял, что мы сейчас после пол часика  математики еще пол часика истории получим и с самыми добрыми бабушкиными  комментариями: «Смотри же, какой он замечательный этот твой учебник. А картинки какие интересные, в наше время сосем не такие были, только вкладыши цветные».

Бабушка очень уважала историю и удивлялась, что мне больше нравятся новости:

-Ты пока на свет не родился, то кучу новостей пропустил. Византийская империя  распалась, Римская тоже. Для тебя это новость? Да. И как они дошли до жизни такой? Когда с этим разберешься, то потом и современные новости можно осмысленно слушать.

Хорошая память на алгоритмы и «Это развивает» (Влад-экономист 14)

 Мама всегда строит свои предложения на самой позитивной ноте. И только через несколько дней выясняются некоторые детали: «А сейчас, Солнышко,  я научу тебя заваривать чаёк», — ласково, по доброму зовет ее голос. И через неделю, когда я как раз собираюсь выходить на новый уровень «Морского сражения»:

-Солнышко, завари ка мне чайка, а то очень хочется, а руки заняты.

Или:

-Сегодня у нас пельмешки. Иди сюда, мой компьютерный гений, будем с тобой алгоритм строить,- мне такое слышать очень приятно.

А через неделю:

-Алгоритм помнишь?  Твоя очередь спасать от голода. Пельмени в морозилке. Каждому по 15 штук.

Кириллу из нашего класса бутерброды в школу родители заворачивают, он даже сам не знает, пока не развернет, что у него на сегодня. А меня мама научила горячие бутерброды делать. Рассказала все, показала. В интернете аппетитные образцы вместе посмотрели, закладки у меня на планшете установили. А теперь пожалуйста:

-Хочешь? Ну, давай, помнишь вон тот, с помидорчиком! И мне сделай.

Родители этим очень гордятся. Говорят, что это самый правильный подход и они за меня будут спокойны: с голоду я не пропаду, гостей встретить смогу и надо расширять ассортимент.

За то я научился перехачивать когда подумаю, что самому делать.

Но если для себя я перехотеть еще могу, то для трехлетнего братика Арсюши не получится:

-Почисть и нарежь маленькому яблочко.

Правда тут заслуга уже не мамы, а «Юного натуралиста», в который я по молодости в третьем классе записался потому что очень люблю животных. И я думал, что там буду только играть с ними. Но реальность повернулась другой стороной. Пришлось чистить клетки, нарезать морковку, вычесывать шерстку, делать смеси зерен и гоняться на четвереньках под шкафами за сбежавшим хомячком. Интересно что когда мы его поймали, то это оказался другой, который сбежал еще в прошлом году и прекрасно под шкафом собирал зернышки из клеток.

Моим родителям очень понравилось что я записался в «Юный натуралист» потому что «это развивает». «Это развивает» любимая фраза моего папы. Когда он водит меня с собой на выставки-продажи каких то непонятных приборов и станков,  когда мы вместе сидим и смотрим как ремонтируют его автомобиль, когда мы часами выбираем на авторынке запчасти, всегда «это развивает».

А планов на мое образование у родителей миллион. Очень они беспокоятся, что мне что то понадобится в жизни, а я вдруг не обучен. Или натолкнусь на мошенников.  Поэтому мама со мной проводит полезные беседы, бабушка рассказывает истории о финансовых мошенниках, а папа хочет отправить заниматься боксом. Но тут категорически заступилась мама, сказала что в наше время  бег помогает надежнее бокса. В общем, упустить полезные знания мне не удастся. Так что  запасаюсь чипсами и слушаю, особенно мамины рассказы о том как бесконфликтно общаться.

Интересная наука! Вот если Крякин саму цель общения видит в том чтобы устроить драку, то как я могу с ним бесконфликтно общаться? Сразу ему съездить что ли? Он зачем ко всем на перемене подходит и скидывает вещи с парт, зачем смартфоны отнимает, рюкзаки на шкаф закидывает?

Получается чтоб с ним не конфликтовать, то с ним дружить надо, то есть войти в его банду? Мама говорит что нет, не в банду, а в дружеское общение.  То есть я должен с ним подружиться, а потом изменить его поведение? То есть чтоб дальше мы вели себя на моих условиях? Я про такое читал- надо возглавить!

Мама задумалась, вспоминая что наука психология подсказывает про Крякина, который сам всех задирает. А папа опять стал разглядывать объявления о наборе в секцию бокса.

Хорошие советы из детских  книг (Влад- экономист 15)

Бабушка не может как мама про психологию прямо по разделам экономику рассказывать, понимает что нудно получится. Ей почему то всегда обидно когда говорят что то плохое о скучной работе в бухгалтерии. И занялась она поисками подходящей книги.  Для проверки пришлось ей самой их читать. Не скажу, чтоб увлеченно, но читала. И комментировала прочитанное не хуже, чем папа футбольный матч.

Особенно ее «радовали», советы из иностранных книг:

1.подрабатывать в свободное время:

-стричь соседям траву в газонах,

-разносить  соседям по утрам в выходные дни  горячую выпечку, заранее договорившись с булочником о скидке в цене до будничного уровня,

-приносить соседям их почту от почтового ящика до двери,

-выгуливать соседских собак.

2.руководить своими финансами:

-открыть в банке счет и откладывать часть заработанных денег,

-покупать акции интересных предприятий.

Бабушка, которая выросла в те времена когда в книжных магазинах обязательно висел плакат с надписью: «Два мира- две системы» очень печалилась потому что ни как не могла припомнить для кого из соседей можно здесь подстричь лужайку. Она вспоминала, как в гремящие девяностые дети действительно подрабатывали мытьем автомобилей прямо на парковках, но потом эта традиция куда то делась. И теперь детей она видела только помогающих родителям продавать фрукты и овощи в сезон. Но тогда придется ей самой где то искать овощи что б я ей помогал их продавать. А таких планов у нее не было.

-Вот если бы мы жили в поселке, то ты бы мог помогать копать картошку или работать в саду. Денег бы тебе, конечно, не дали, но продуктами бы отблагодарили. Приносил бы домой все самое свежее и спелое прямо с грядки.

-А почему бы денег не дали?

-У них там всегда так заведено. Денег там особо нет, а продуктов много. И рассчитываются там бартером. То есть в безденежной форме. Например: ты предоставляешь услуги, а тебе за это товар (продукты), или товар на товар: у меня картошка, а у тебя молоко. Или услуги за услуги: сегодня у меня в огороде пололи, а завтра у тебя забор чинить будем. Понятно?

-А почему бы каждому своими услугами самому не заниматься, а сначала полоть в соседском огороде?

-Потому что забор чинить вдвоем удобнее, а в огороде полоть не всем нравится. Так что дядя Вася лучше молотком поработает с твоим забором, чем целый день сорняки по жаре тяпкой вытяпывать будет.

-Да. Жаль что мы не в селе.  И сейчас я вынужден идти играть в футбол с Максом, чтобы он потом по бартеру со мной поиграл в теннис. – согласился я.

Бабушка даже начала писать отзыв на прочитанную книгу:

«Прочитала активно продающуюся в настоящее время книгу немецкого автора Бодо Шефера «Пес по имени Мани или Азбука денег». Взялась я  за ее  чтение, так как она почти единственная адресована подросткам и направлена на обучение полезным навыкам обращения с деньгами.

Облачив повествование в приятный литературный сюжет о девочке, ее умной говорящей собаке, друзьях, тонущих в кредитных долгах родителях и дающих ценные советы полезных знакомых, автор рассказывает об основах правильной финансовой  самоорганизации, построении финансовой независимости.

Книга читается увлекательно, девочка от страницы к странице не просто приобретает новые полезные знания, но стремительно на них зарабатывает. Эту очень позитивную историю омрачает  единственный факт – выбрала я эту книгу чтоб рассказать своему внуку как правильно обращаться с деньгами и почти ничего не нашла что было бы применимо в нашем обществе.

Нашла хороший совет для взрослых: при оформлении кредитов растягивать их на длительный период, чтобы сумма ежемесячных выплат не оказалась разрушительной и неподъемной для бюджета семьи. А так же завести отдельную копилку для каждой важной мечты».

На этом бабушкина запись оборвалась, очевидно, потому что она вспомнила, что уже не ревизор, а пенсионер, и ни кто не уполномочен устранять несоответствия по ее указанию.

Автор публикации

не в сети 20 часов

dugp2011

1
Комментарии: 0Публикации: 6Регистрация: 05-12-2019
27
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...


Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
avatar
5000