До времен перестроечного периода к нам часто приезжали преподаватели русского языка из стран соц. лагеря для переподготовки.
Занятия проводились в течение двух месяцев с утра и до вечера.И чтобы скрасить время проживания, учебу,и немного отдохнуть этим учителям от занятий, администрация Университета им. Ломоносова, к которому они были прикреплены, старалась как-то наладить их досуг в нерабочее время. Обычно это проводилось в воскресенье, и как правило предлагались экскурсии, чтобы показать все красоты нашей страны.
Дело было глубокой осенью, было холодно, хотя снег еще не выпадал.
И вот на курсах наметилась очередная поездка в Тульскую область, в Ясную Поляну, на родину Л. Толстого, о творчестве которого конечно прекрасно знали все без исключения слушатели, и естественно они согласились на такое замечательноепутешествие.
Чобо позвонил мне домой, и пригласил также меня принять участие в этой поездке, на что я сразу согласился. По правилам организаторов этих поездок, это не возбранялось.
…Мы встретились рано утром недалеко от их места проживания, сели в автобус и через два часа были в Усадьбе. Нам выделили экскурсовода, который говорил, естественно, на русском языке.
…Надо сказать, что один из моих приятелей в свое время подрабатывал экскурсоводом в музее Бородино, и рассказывал про всю «кухню» таких мероприятий. Он говорил, что самое простое – это «вести» группу с заводов или фабрик, им не нужно «копать» глубоко. Они хотят поскорее закончить с обязательной программой, а потом найти уютное место с красивой панорамой, раскинуть скатерть самобранку, достать свою выпивку, закуску, и как следует приложиться к ней.
…Я не раз присутствовал на таких увеселительных выездах с ним, и поэтому знал, что нужно брать с собой.
Напротив, самое сложное – это вести группу из научных сотрудников или преподавателей. Так как они являются образованными людьми, то стараются задавать много вопросов, а некоторые даже хотят посадить в «лужу» экскурсовода. Т.е. для проведения экскурсии такому контингенту обычно выбирают, если это возможно, очень грамотных и увлеченных своей работой людей.
…Так было и в этот раз. Группа была серьезная, специализировалась на знании русского языка (преподаватели в школах), и наверняка знала многие тонкости из жизни Льва Толстого.
Как помню, нам выделили женщину экскурсовода, кандидата наук, и когда она вела экскурсию, ее глаза горели, что говорило о том, что этот предмет ей очень знаком и интересен.
Два часа она нас водила по музею, по паркам, по таким прекрасным местам чуть тронутым запоздалой осенью, и все говорила, говорила, и говорила. Но…, не было ни одного встречного вопроса, ни одного замечания, ни одной реплики, и вообще – все молчали, лишь тихо и иногда на своем родном языке переговаривались между собой, чтобы не отвлекать рассказчика.
И вот она в завершении экскурсии подвела нашу группу из сорока человек к пруду, который в свое время видел многих людей, ну и конечно и Льва Николаевича Толстого. Подождала пока все соберутся вокруг нее, и в завершении сказала напоследок: — «Я рассказала Вам все, какие будут вопросы?».
Наступило неловкое молчание.
И тут вышел один мужчина из группы, в шляпе, одетый в строгое пальто, с бородкой на лице. В его правой руке была шикарнейшая трость.Сразу было видно, что он сверх интеллигентный человек, и знаний у него по этой теме куча. Сейчас, наверняка, «забьет» вопросами нашу женщину-экскурсовода. Мне как-то стало даже немного обидно…
Он поднял тросточку, указал ей на пруд, и после небольшой паузы спросил: – «В этом озере есть рыба?»
Я понял, что вопрос был задан по «существу»!
А рыба там была?
Этот вопрос постарались замять.