Легендарные бойцы прошлого – гладиаторы – лили свою и чужую кровь ради доставления удовольствия публике.
В третьем веке нашей эры император Каракалла определили мировоззренческую базу гладиаторских состязаний и травли зверями – «пожертвуем живыми, кормя мёртвых». Подобный взгляд коренился в представлениях ещё этрусского периода, когда считалось, что насилие могло успокоить умерших и принести им блаженство. В самом начале республики такие обычаи были на периферии общественного сознания – работы и войн хватало и так, судороги погибающих и израненных можно было наблюдать практически в обычной ситуации, поскольку набеги врагов были непрерывными. Атлетика и скачки на лошадях привлекали куда больше.
И всё же, в 260-х годах до нашей эры проходит первое столкновение трёх шести гладиаторов попарно. Размах подобных игр увеличивался, но пока что они служили только ритуалом на погребениях.
Лишь чуть больше чем за сто лет до нашей эры ситуация изменилась. К тому моменту многодневные бои сотен гладиаторов стали обычным делом, появились и «ланисты», которые были чем-то средним между современными тренерами и организаторами соревнований. Приобретая с рынков сильных рабов, ланисты обучали их искусству демонстративного сражения, после чего сдавали напрокат всем желающим. Но подавляющее большинство выходивших на арены были подготовлены в специальных школах для гладиаторов.
В сто пятом году до нашей эры турниры гладиаторов стали одним из официальных зрелищ. Как раз отсюда и начинается наиболее известная часть их истории. Гладиаторы в процессе обучения отлично питались и получали самую лучшую медицинскую помощь, которая только была возможна. Зато и тренировки были предельно интенсивными.
Тренерами выступали бывшие гладиаторы. Железное учебное оружие было вдвое тяжелее боевого, чтобы привить навык выносливости. После постижения первого этапа начиналась специализация.
Специализация гладиаторов
Самниты (от названия побеждённого римлянами племени) имели щит-прямоугольник, высокий гребень на шлеме и укороченный меч. Позднее этот вид «спортсменов» стал называться секутором, что означало преследователь.
Гопломахи отличались круглым щитом. Тем и другим противостояли ретиарии, сражавшиеся лишь за счёт отваги и ловкости – их искусство состояло в умении набросить на врага рыболовную сеть, после чего добить обездвиженного.
Мурмиллоны носили галльское вооружение.
Франкийцы
Эсседарии дрались на конных повозках при помощи пращей, арканов, луков и дубин.
Андабаты были самым низким разрядом гладиаторов. Они бились друг с другом без доспехов, вооружённые двумя кинжалами и со шлемами, практически не позволявшими что-либо видеть. Поэтому поединки представляли размахивание оружием наугад. Для большей энергии и для потехи публики андабатов тыкали калёным железом.
Некоторые шли в гладиаторы, чтобы попробовать достичь славы и богатства. Подарки, бросаемые зрителями на арену, покровительство знатных людей, уроки фехтования от знаменитых бойцов – всё это приносило неслабый доход. Однако же поскольку публика требовала крови и смертей, то большинство всё равно были преступниками, рабами либо военнопленными.
После трёх лет обучения и ряда сражений уцелевшие два года были тренерами, и наконец могли потом выбирать – полностью освободиться либо же быть как и раньше гладиаторами. Не считая поединков между людьми, устраивалась травля зверей (как с профессиональными бойцами, так и между собой).
Траян, победив даков, отметил свой триумф травлей одиннадцати тысяч зверей. На арены шли львы и волки, медведи и кабаны, бегемоты и антилопы, олени и обезьяны.
Венаторы противостояли зверям без оружия. Пределом их совершенства было замотать голову льва плащом и потом приколоть его одним движением меча или копья.
Проводились не просто поединки, но и инсценировки сражений, даже морских. Известно, что публика порой жаждала крови. Но бывали и исключения. Например, при длинных тяжёлых схватках без явного победителя она могла потребовать отпустить обоих, а иногда даже добивалась освобождения лучших, по её мнению, от рабства. Требования зрителей не могли быть отменены хотя бы даже и императорами. Под давлением внутреннего кризиса и напором переселяющихся из Азии народов римляне были вынуждены постепенно снижать масштаб игр.