В 1994 году я был заместителем начальника отдела профессионально — психологической подготовки Управления подготовки кадров КРПК ВВС. Начальник отдела Виктор Николаевич Палилов готовил материал к защите кандидатской диссертации. Я, являясь соискателем Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, тоже собирал материал для защиты кандидатской.
Служба в Управлении подготовки кадров ВВС была прекрасным местом для сбора научного материала. Отдел профессионально-психологической подготовки занимался организацией работ групп профессионального отбора абитуриентов всех военно-учебных заведений ВВС России. Далее в процессе обучения офицеры нашего отдела изучали уровень профессиональной подготовленности курсантов по годам обучения. Через два года на каждого выпускника из воинских частей поступали отзывы о качестве подготовки. Мы занимались их общим анализом и делали выводы о качестве работы того или иного ВУЗа.
Но это небольшая преамбула, для того чтобы перейти непосредственно к науке.
Институтом авиационной и космической медицины был разработан тест с целью: определить изменение уровня мотивации курсантов к освоению профессии военного летчика по годам обучения. Тест представлял собой вопросник: порядка 300 вопросов, на которые курсанту надо было ответить, поставив галочку против выбранного варианта ответа.
Для рассылки теста по ВУЗам и организации работ по тестированию, тест был прислан к нам в отдел. Мы внимательно его изучили и пришли к выводу, что тест недостаточно хорошо отработан. Из характера вопросов была явно видна цель тестирования, а это значит, что ответы будут не искренние и мы не получим фактическую картину.
Решили тест доработать. Мы разбавили авиационные вопросы Института авиационной и космической медицины — своими. А какие, кроме профессиональных — летных, могут быть вопросы для летчиков? Ну, конечно же, про женщин! В тест мы заложили вопросы, отражающие уровень мотивации на женский пол. Тест получился замечательный.
Вопросник был разослан по летным ВУЗам.
Через некоторое время начали поступать материалы тестирования. Мы с научной педантичностью принялись за их изучение. Отобрали профессиональные вопросы, и по ответам построили «кривые», отражающие изменение уровня мотивации курсантов к освоению профессии военного летчика по годам обучения. А затем, таким же методом, нарисовали «кривые», отражающие уровень мотивации на женский пол.
Когда мы эти «кривые» поставили рядом и сравнили, то оказалось, что они как две капли воды похожи друг на друга. Полнейшая корреляция. Если молодой человек активен в жизни и «Ларису Ивановну хочет», то он в такой же степени стремится освоить профессию военного летчика. А если ему «ее» не очень надо, то он так же настроен и на учебу. Вывод удивил.
О научном открытии мы немедленно доложили генералу. Генерал не долго думая сказал:
— Да, у курсантов кроме этих двух мыслей в голове других и не бывает!
Одним словом — генерал научное открытие утвердил.