Все родители хотят, чтобы их дети выделялись среди остальных. Впрочем, а почему только родители? Разве каждому из нас не хочется иногда, в рабочем проекте или в хобби, самому стать чуточку креативным? Создать нечто такое, что заставит окружающих сказать: «Вау!». Креативность — это то, что дано от природы или есть какие-то хитрые способы научиться принимать нестандартные решения? Давайте попробуем с этим вопросом разобраться.
Всю жизнь учись и дураком помрёшь?
Начнём с того, что знания в той или иной области — это основа, на которой всё держится. Обучение креативности основано на знаниях. Не зная основ, творчески мыслить может быть весело поначалу, но больших результатов это не даст.
Однако, как утверждал Шерлок Холмс, голова человека — это своего рода чердак, который тот на протяжении жизни забивает нужными и ненужными знаниями. Причем, забивает беспорядочно и, в итоге, наступает момент, когда важную вещь на своем «чердаке» человек уже не в состоянии отыскать.
Проще говоря, вовсе не обязательно помнить наизусть все формулы, но нужно знать, какая из них в какой момент понадобится и на какой полке стоит тот справочник, в котором нужная формула содержится.
Бессмысленно знать и заучивать всё — нужно уметь свои знания использовать. Это о знаниях, а что же с талантом нестандартно мыслить?
Пять составляющих гениальности
Не будем спорить с теми, кто утверждает, что талант — это искра Божья, но всё же осмелимся заявить, что мыслить творчески можно научить каждого человека любого возраста. И тому существуют и примеры, и доказательства, и даже методы обучения креативности.
Но, прежде чем переходить к практической части, выделим составляющие креативного мышления. По утверждению американского психолога Эллиса Торренса этих составляющих пять.
Креативность характеризуется такими качествами, как:
— фантазия, умение генерировать идеи;
— ширина кругозора;
— оригинальность — способность действовать как по шаблону, так и против устоявшихся правил или отметая их в сторону;
— практичность, то есть способность приложить сухую теорию к повседневной жизни;
— открытое сознание — то, что американцы называют open mind. Это умение воспринимать новую информацию, включая ее в область своих знаний.
Практически все гении науки и искусства не зацикливались на своей специальности. Леонардо Да Винчи остался в истории как непревзойдённый живописец и изобретатель. Эйнштейн, как и упомянутый нами Шерлок Холмс, неплохо играл на скрипке. Наполеон Бонапарт мог за несколько секунд прочесть и запомнить страницу текста.
Тренировка креативного мышления
Обучение креативности сводится к тренировке этих пяти качеств. При этом нужно понимать, что кого-то природа щедро наградила ими всеми, а кому-то предстоит развивать в себе эти качества.
Психологи разработали восемь техник для развития креативности:
- Первым методом развития творческого мышления является умение смотреть на задачу с разных сторон. Для начала попробуйте увидеть с разных сторон какой-либо предмет. Для наглядности возьмите в руки любой предмет и сфотографируйте его с разных ракурсов. Не правда ли, все получившиеся фото существенно разнятся? Обычно мы об этом не задумываемся!
- «Стараться не просто решить задачу, а решить её разными способами» — вот основная мысль второй техники развития креативности. Обращайтесь к бытовым проблемам. По-новому выстроить маршрут до работы. Освоить навык, до которого никак не доходят руки. Смысл не в том, чтобы отказаться от старых методов, а в том, чтобы снять психологическое напряжение и поверить: «Я могу решать задачи вот так, а еще так, и еще парой способов, если захочу!». И задачи действительно решаются!
- Читая, наблюдая за коллегами, листая новости, собирайте креативные идеи, которые вас «зацепили». Задавайте себе вопрос: «Почему это мне понравилось?». Этот банк оригинальных идей в будущем поможет вам находить решения и для собственных задач.
- Фрирайтинг — так психологи называют метод тренировки сознания, при котором вы ставите себе задачу на креативность, берёте в руки карандаш и на протяжении 15 – 20 минут записываете на бумагу весь поток мыслей, который приходит вам по этому поводу. Мозговой штурм, только наедине с собой, а не в рабочем коллективе. Этот метод развития креативности может принести в вашу жизнь много новых и интересных идей.
- Практика показывает: чем глубже погружение в проблему, тем выше шанс, что на вас снизойдет озарение.
Так, Ньютон открыл закон всемирного тяготения не потому, что ему на голову упало яблоко, а потому что он на протяжении долгого времени размышлял на эту тему (тяготения, а не яблок, конечно). Яблоки и до Ньютона, и после него падали людям на головы, но прорыв в физике осуществил именно он.
- Не бойтесь совершать ошибки или показаться смешным. Великий Леонардо Да Винчи создал чертежи вертолёта в то время, когда господствовала научная теория, будто предметы, которые тяжелее воздуха, летать не могут.
- В процессе тренировки креативности не пытайтесь сразу решать глобальные проблемы. Не нужно заставлять свой мозг испытывать стресс, относитесь к задаче, как к игре.
- Последний метод развития нестандартного мышления основывается на отсутствии страха показаться неоригинальным. Помните, что чем больше «штампов» будет в вашем арсенале, тем больше вариантов решения задачи вы сможете найти и выбрать из них лучший. Или взять совершенно стандартное решение и применить его в неожиданной области. Вот тут самое время вспомнить об образовании, без которого ни о какой креативности и речи быть не может.
В московком центре Пробуждение проходит арт-терапия и нейрографика, такие практики развивают креативность и благотворно влияют на нашу психику. Многие психологи используют методы арт-терапии и нейрографики в своей работе.
Учитесь отдыхать. Обучение креативности принесет больше результатов на свежую голову. Впрочем, этот пункт можно с одинаковым успехом отнести ко всем психологическим практикам.