Рассказы про математиков, песни, интересный случай со мной и анекдоты. 1 апреля- День Математики

«Из всего курса школьной математики мне в жизни пригодилась только одна фраза: «Что и требовалось доказать.»»

А математики легко и просто научат играть в шашки или шахматы! У нас уже династия математиков и шахматистов (дочь заняла 2 место во взрослом турнире, а мама несколько раз выигрывала в шахматном клубе и по сей день играет, а вот моего папу никто не мог выиграть, дар какой-то имел, как и быть учителем от Бога!)

Содержание:

— Благодарность всем математикам, которые были в моей жизни
— Рассказ про папу-математика, его особую «методику»
— Как я сдала экзамен по математике на вступительном экзамене в вуз (почти мистика), и почему все в конце моей сдачи экзамена дружно рассмеялись
— «Песенка первоклассника» и «Волшебник-недоучка» (НУЖЕН ПОДХОД к КАЖДОМУ РЕБЕНКУ)для настроения, которую пела А. Пугачева (ссылка на видео и текст, может, пригодится)
— Анекдоты математические

День математика отмечают ежегодно 1 апреля. В России он не является официальным праздником. Но во многих вузах нашей страны по инициативе преподавателей и студентов проводят различные мероприятия, устраивают конкурсы, математические олимпиады, акции для пропаганды «царицы наук» и повышения престижа важной профессии.

«Математик, это вам не гуманитарий, один учитель по-чеховски краток и логичен, а другой, как мы считаем, кто с математическим умом, называем таких «воду льет» — это гуманитарии! Но нужно бы это всем понять, наконец, что гуманитарий просто не способен быть математиком, и он не льет воду, а ему не представляется возможным говорить кратко от природы, как и не встретишь говорливого математика. Это как в предложении, которое может быть простым и распространенным: если математик — это подлежащее и сказуемое (простое), то гуманитарий — это все дополнения к нему — определения, фразеологические обороты, наречия, словом, «распространенное предложение и простое». А теперь представьте, что в школе два завуча — математик и гуманитарий…» И почему-то так заразительно расхохотался, видимо, вспомнил моменты из жизни.

И еще много интересного рассказывал нам в поезде старый дед (04 — 06.03.24, СПАСИБО вам за науку и опыт, уважаемый «называйте меня дед Заир»), который, как оказалось, был физиком в школе. Как же он мне своих характером и анекдотами про математиков напоминал моего отца.

За то время, когда он был с нами, дед Заир научил нас многим интересным разгадкам (например, как всегда побеждать в крестиках-ноликах, хотя я уже это от папы знала и в СССР).

Это эссе посвящаю математикам, которые были в моей жизни и оставили незабываемый след в моем сердце:

Алкинский Альберт Нуриевич (закончил «химфизмат», многогранная неординарная личность с большим количеством увлечений, отличный семьянин, добрейшей души человек, мудр и щедр). Интересный факт: отец Альберта был самым первым дипломированным агрономом в маленьком селе, который сейчас знают и в РФ, он настолько желал выучиться и сделать землю плодородной, что сам добрался до Одессы (где пешком, где поездом, где на чем придется, не имея денег, но имея большие надежды и желание помочь деревне), закончил и достиг своей цели. А вот сына назвал в честь Альбе́рта Эйнште́йна (напомню через Википедию, что он (нем. Albert Einstein; 14 марта 1879, Ульм — 18 апреля 1955, Принстон) — один из наиболее значительных физиков XX века, создатель специальной и общей теорий относительности[К 1], лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года за теорию фотоэффекта». Его цитаты читайте в самом конце, после анекдотов.

Травкина Любовь Никифоровна (классрук, математик от бога, про таких, как она, и в старших классах можно сказать «учительница как мама», п.ч. заботливая, терпеливая, добрая и прекрасная женщина). Она, к примеру, приносила картошку, чтобы показать, что такое сечение и мы дома должны были другой пример из учебника сделать на картошке;

Фанави Зиевич (математик в первом институте, мягкий и добрый человек, легко, как и Алкинский А.Н. и Травкина Л.Н.) просто и легко объяснял нам, приезжим из провинции и деревень, основы высшей математики, которые не изучались у нас, а только в некоторых математических школах столицы, про него можно сказать, что для нас был как отец).

Деду Заиру (крымский татарин из Краснодарского края) — весельчаку, добряку, знающему миллион разных историй из жизни и анекдотов, неунывающий, хотя прожил тяжелую жизнь.

Заки Ахметович, БИРО, преподаватель математики, который за «хочешь, я тебе за семь минут рассказу про «Excel», и тебе не нужно будет проходить недельный курс здесь?» И прямо на подоконнике, напротив кабинета его кафедры, показал мне и я была в восторге! Я не понимала без подсказки, ведь для гуманитария всегда нужна поддержка, помощь от математиков, а здесь, прямо на работе, когда я нуждалась в скорейшем освоении этого сложной, в те годы, программы (ибо как раз в этом году завезли компьютеры и мы обязаны были не только пройти курс, но и обучиться этой программе «Эксель»).

Ирине Фатыховне Хажеевой, нашей дальней родственнице, которая была лучшим математиком городка, где она живет, выпустила много классов, практически все поступили в вузы. Когда я приходила к ним, она занималась с выпускниками. А с ее взрослым сыном мой сынишка играл в шахматы, и он удивлялся, что первоклассник не сдается и думает (он ведь, может, не знает, что математические гены у этого мальчонки).

Вагапову Фагиму, который с сыном играл в шамхаты, и однажды сын его обыграл, и умный мужчина не стал психовать, а просто пожал ему руку, поблагодарил за игру и отметил его отличную игру (может, все математики такие, как мой папа?!) Но, оказалось, что он не подыгрывал ему, как однажды в первые годы обучения меня шашкам и шахматам, делал папа (не только он, некоторые взрослые люди умеют подбодрить детей, чтобы они не бросали то, что начали, будь это шахматы-шашки, будь это выполнение заданий, а знали, что начатые дела нужно обязательно завершать и тогда «кончил дело — гуляй смело!») Этот мальчик научил свою будущую жену играть в шашки!

И всем (не только математикам) добропорядочным учителям, которые любят детей как своих, которые отлично знают свой предмет, потому и могут легко и просто объяснять, не применяя особых методик, а используя всё, лишь бы помогли ребенку понять непростую и сложную науку, полюбить ее и не бояться этой дисциплины (урока, занятия).

Вот так я могу сказать, исходя из этих примеров, что настоящие учителя математики — любящие свой предмет, а потому они могут донести до каждого человека пути решения сложных заданий, это люди, которые не только отлично владеют своим предметом, но еще к тому же необычные и неповторимые люди, которые имеют подход к каждому ребенку или студенту! Такие не забываются!

Итак, рассказ

В одном маленьком городке жил-был добрейшей души папа, который был учителем. Но учителя бывают разные: географы, языковеды, биологи, математики, физики, химики. А я расскажу про мудрого математика, который любил числа и формулы, поэтому его любили как дети и их родители, уважали коллеги и ценило начальство!

Он был мудрым и забавным человеком, который умел находить общий язык со всем местным населением. Больше всего его любили дети во дворе и студенты.

Когда отец-математик после работы садился побеседовать с соседями, к нему подбегали ребятишки и просили поиграть с ним в «математику». Зная, что дети всегда любят загадки и приключения, он всегда в записной книжке имел целый список игр по математике, загадки с цифрами, словом, он сам придумывал их, а по ходу игр рождались новые интересные идеи, которых записывал в свой любимый блокнот, который подарила ему его маленькая дочка. А дома он играл в эти игры с ней. Так, дочка и дети во дворе и не поняли, что он через игры и загадки научил любить эту замечательную науку — математику!

Даже студенты ходили на его уроки, никто не сбегал, ведь многие себе и представить не могли, насколько математика может быть веселой и увлекательной!

А однажды он пригласил всех детей соседей в свой дом и объявил, что проведет урок математики в необычной форме. А в этом ему помог блокнот, в котором было много идей по математике.

Вместо обычных задач он рассказал детям забавные загадки и головоломки, связанные с числами и операциями. Дети были в восторге, они смеялись и разгадывали загадки, не замечая, как быстро учатся математике. Дочь была на седьмом небе от счастья, ведь у нее теперь стало еще больше друзей, чем любимые подружки!

Однажды, в их семью пришла их родственница с сыном, который в руках держал учебник и был очень печально. Не всем математика дается легко, не все способны сразу понять сложные задачи, уравнения или примеры.

А у папы-математика всегда в голове имелись идеи, он мог запросто обходиться без блокнота, который был для него больше как талисман, как подарок от маленькой любимой дочурки. И он быстро при нем придумал новый способ подхода.

Жена математика пригласила его маму в кухню, где она готовила обед, чтобы потом все дружно поели.

Папа-математик дома — это просто папа, потому дочка тут как тут (она любила его слушать, запоминала с детства его игровые задачки, которые он придумывал вместе с ребусами, головоломками, даже кроссворд он сделал и отправил в республиканскую газету, этот ребус они составляли всей дружной семьей). И вот, он убрал со стола свои учебники, попросил дочку принести мелкие игрушки-зверюшки, которые были у нее (она принесла коней со всадниками из набора «Солдатики», которые напоминали пластмассовые памятники; принесла собачку, ежика, обезьянку, лошадку пластмассовую и скорей села рядом, чтобы слушать сказки про математические задачи, которые, как в сказках, имеют сложности, препятствия, и их нужно пройти, для этого есть формулы и правила, подсказки и советы).

Сначала мальчик и девочка перебирали игрушки, мальчик расслабился и забыл, что перед ним учитель, ведь он уже увлекся игрушками. А папа-математик в это время придумал, как помочь ему решить задачу.

Он тоже взял игрушку, и они втроем «скакали», «прыгали», «лаяли» на предполагаемого «незнакомца» (воображение детей — великое качество, которое можно грамотно использовать в жизни для обучения и воспитания), обезьянка высоко «забиралась» на настольную лампу… И по ходу игры предложил ребенку представить числа как этих животных, которые тоже могут прыгать, скакать и играть. Благодаря этой забавной ассоциации, ребенок с папой- математиком вместе «играли», как папа с дочкой «ездили» из пункта А в пункт Б с машинками (это были обычные спичечные коробки, которые «ехали» от одного конца стола в другой).

Как радовалась дочка, когда мальчик без особого труда решил задачу и улыбнулся. Потом он побежал к маме, чтобы обрадовать ее. За обедом мальчик вдруг сказал, что он тоже хочет быть учителем математики, как этот папа-математик, потому что впервые в жизни он влюбился в цифры и задачи. И он действительно выучился на математика, и тоже вспоминает, что главным учителем и вдохновителем в его становлении как профессионального матемитика был его УЧИТЕЛЬ — папа-математик девочки.

Когда дочка подрастала, ей не всё было понятно по физике, тогда папа-математик приглашал ее к себе в педучилище после его уроков, и он показывал ей амперметры и вольтметры, принцип работы. Как забудешь про султанчиков (султан электрический), а так просто рассказать про Броуновское движение мог только он. Потом к нему с дочкой стали приходить ее подружки-одноклассницы, и на выпускном экзамене все хорошо и легко сдали физику и математику!

Даже была забавная ситуация, рассказанная мамой одной из ее подружек на родительском собрании:

«Прихожу домой, а моя доча сидит у телефона как «прилипленная». Моя ли это непоседа?! Спрашиваю: «Ты домашку сделала?» Она, не глядя мне в глаза, отвечает: «Да, только математика осталась!» Я пришла раньше и не знала, что это не в первый раз, и удивили еще больше, что она подтянулась по математике. «А почему ты у телефона торчишь?» «Я жду, когда у N папа с работы придет и объяснит ей задачу, а она мне продиктует по телефону!» Как тогда класс хохотал. Папу-математика иногда приглашали заменить учителей математики, и даже приглашали на работу, но он не мог оставить студентов, которые приехали из разных деревень республики, он жалел их и старался, чтобы они хорошо понимали физику и математику, чтобы с первого захода все сдали предметы, а в школе он согласился помогать. Он очень любил детей, как и они его, ведь он везде был как отец, который никогда не ругался, не унижал, не ставил себя выше других, был скромным и большим шутником. А вы, к примеру, знаете добрые анекдоты про математиков? (В конце предлагаю прочитать и у вас непременно поднимется настроение!)

И вот такой добрый учитель с чувством юмора и имеющий большой запас знаний и игр, папа- учитель жил в своем доме, радуя всех своей креативностью и шутками. Его уроки стали настоящими праздниками математики, а дети всегда с нетерпением ждали следующего занятия у любимого учителя.

Теперь расскажу, как я сдала экзамен по математике на вступительном экзамене в вуз почти мистика)

В институт первым был не экзамен, а собеседование, где высший балл был «два», а проходной балл был самый высокий по всему вузу на наш факультет, п.ч. он тогда был молодым (мы — второй выпуска). Легко, без труда и я получила эти «два балла», я стала готовиться ко второму экзамену — по математике. Математика для гуманитария — это не простая задача, а папы остался на родине, «репетировать» (в те годы и слова такого не было, просто все от души занимались с другими, помогали, существовала замечательная «продленка» для тех, у кого родители — не учителя, и приходят домой уставшие после тяжелого трудового дня, там не до детей, поругал за «двойки», покормил и отбой). Но по математике у меня были твердые «пятерки» вперемешку с «четверками». Если ты волновался каждый раз перед сдачами экзаменов в школе на выпускных, а тогда мы сдавали семь предметов, то в вуз, куда ты так мечтал попасть с третьего класса (вот вам и «мечты сбываются», но нужно еще и стремиться к ней, достигать цели, сама по себе мечта останется «мечтать не вредно» и только).

Я не помню, ложилась ли я вообще, для меня и ночью даже было светло, как мне казалось.У подруги мама жила с нами, она нас и кормила, но заставлять и меня спать она не могла. Я и ей помогала по математике, вместе сидели за партой. А вот математику я обожала, потому что я ее знала. Но как-то было странно то, что наши отличники-математики — настоящие умы и надежда школы, не могли решить простые (это для меня простые) трех-четырехэтажные уравнения в выпускном классе, поднимала руки, на доске легко вычисляла на удивление классу. Но вот некоторые «сложные» моменты давались с трудом, тогда подключался папа.

И вот, завтра экзамен. Ночь. Вижу во сне, как я беру билет и мне попалось то, что мы с папой как раз перед отъездом повторяли.

На экзамене я смело взяла билет, и узнала, что там три, а не два вопроса, как в школе. Может, первый вопрос меня так взбодрил, ведь так как раз был вопрос, который приснился во сне.

Зная, что не нужно терять время на написание этого вопроса, я стала вспоминать те, которые были посложней, ведь в любое время я могу даже устно рассказать и там же написать.

За столом сидели строгие преподаватели. Я уверенно и быстро, как учил меня папа, рассказал всё и сижу, жду, пока совещаются преподаватели. От волнения я опустила глаза на колени.

Вдруг шепот перешел в обычный голос, который выдал старый преподаватель, как истинный математик из портретов классиков:

— «ОТЛИЧНО!» Вы согласны?

— ДА! — Это я ответила. Почему, не знаю, отвечать надо, раз задали.

И тут внезапно гробовую тишину взорвал грохот смеха, то преподаватели и абитуриенты смеялись надо мной, потому что… вопрос был задан экзаменаторам, а не мне. И я тоже потом стала смеяться со всеми.

Песенка первоклассника
Слова: Игорь Шаферан
Музыка: Эдуард Ханок

1
Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Нам учитель задает с иксами задачи —
Кандидат наук — и тот над задачей плачет!

Припев:
То ли еще будет, то ли еще будет,
То ли еще будет, ой-ой-ой!

2
А у нас стряслась беда:
Сочиненье снова!
Лев Толстой в мои года
Не писал такого!
Не бываю я нигде,
Не дышу озоном.
Занимаюсь на труде
Синх-ро-фа-зо-тро-ном.

Припев.

3
Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать.
Силы нет раздеться…
Вот бы сразу
Взрослым стать —
Отдохнуть от детства!

Припев.

Видео:

«Алла Пугачева «Песня первоклассника» (1978)»

Волшебник-недоучка

Слова Л. Дербенёва
Музыка А. Зацепина

1. Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун, —
Всё может магия.
Есть у меня диплом,
Только всё дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.

Припев:
Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг.
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,
Всё, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.

2. Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога,
А на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.

Припев.

3. Сделать хотел утюг —
Слон получился вдруг.
Крылья, как у пчелы,
Вместо ушей — цветы.
Ночью мне снится сон, —
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
«Что с нами сделал ты?»

Видео:

«Алла Пугачева — Волшебник-недоучка («Поет Алла Пугачева», 1976 год)»

Анекдоты из интернета

«3/9 царстве, в 3/10 государстве все были помешаны на дробях.

— Математик, это вам не гуманитарий, много языком трепаться не будет!

— Боренька, а сколько зарабатывает твой папа?
— Двести рублей!
— А сколько он домой приносит?
— Восемьдесят!
— Ой, ты что, математики не знаешь?
— Нет, это вы моего папу не знаете!

Судя по описанию теоремы через штаны, Пифагор был человеком очень сильно не худым…

Нашли в учебнике по математике задачу: «На яблоне было 50 яблок, Маша сорвала 28, а я на два больше. Сколько яблок осталось на яблоне?».
Как объяснить детям, что такое отрицательные яблоки?

В школе изучали квадратные уравнения, но они выглядели как продолговатые.
Из-за этой маленькой лжи многие так и не поняли математики.

Сегодня я сначала взвесился с котом, а потом — без кота. Отнял от первой цифры вторую и получил чистый вес кота. Теперь понятно, зачем мы 10 лет в школе и пять в институте учили математику?

Из всего курса школьной математики мне в жизни пригодилась только одна фраза: «Что и требовалось доказать.»» https://anekdotovstreet.com/shkola/matematika/

Снова из Википедии цитаты Альберта Эйнштейна:

«Цитаты

Математика — наиболее совершенный способ водить самого себя за нос.

Mathematik ist die einzige perfekte Methode, sich selber an der Nase herumzuführen.[1]

Если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока они не ссылаются на действительность.[К 2]

— «Геометрия и опыт» (Geometrie und Erfahrung), 1921

Американцу более, чем европейцу, свойственно жить ради своих целей, ради будущего. Жизнь для него — не бытие, а вечное становление. <…> Он не такой индивидуалист, как европеец. <…>
Напрасно мы пытаемся объяснить всё более заметное превосходство американцев в научной работе лишь их богатством. Немалую роль в их успехе играют преданность своему делу, терпение, товарищеский дух и талант к совместной работе.[2]

— интервью Nieuwe Rotterdamsche Courant, 1921[3]

… я склонен полагать, что вся масса является энергией и, таким образом, в принципе вся масса может превратиться в энергию. Мы ещё не знаем достоверно законы природы и поэтому не имеем права сказать, что элементарный электрический заряд <…> может исчезнуть. <…> Но вполне возможно, что существуют какие-то неизвестные нам процессы, которые бы позволили <…> положительному электрическому заряду превратиться в излучение…[4]

— беседа на сессии Национальной академии наук в Буэнос-Айресе 16 апреля 1925

Порой при помощи насилия удаётся быстро устранить препятствия, но ни разу ещё насилию не удалось ничего создать.[5][2]

— «Успешна ли Европа?» (Was Europe a Success?), 1934

корр.: Какова вероятность превратить материю в энергию?
— Это сродни попытке подстрелить птицу в темноте в местности, где обитает лишь несколько птиц.[6]:с.290[2]

— пресс-конференция, 1935

Величайшая слабость демократии — экономический страх.[7][2]

— беседа с А. Блэком, осень 1940

Совершенные средства при неясных целях — характерный признак нашего времени.[7]

Perfection of means and confusion of goals seem, in my opinion, to characterize our age.[8][9]:с.181

— слова на научной конференции, 28 сентября 1941[10]

Защита [от суда Линча в США] — вот одна из самых неотложных задач нашего времени.

To insure such protection [against acts of violence] is one of the most urgent tasks for our generation.[11][2]

— слова Гарри Трумэну

Всякое воспоминание окрашено днём сегодняшним — и, следовательно, обманчиво.[12][2]

Я действительно считаю, что чрезмерный акцент на сугубо интеллектуальную позицию в нашем образовании, часто целиком направленному на практику и факты, непосредственно привёл к обесцениванию этических ценностей. Я не так много думаю об опасностях, которые технический прогресс непосредственно предъявляет человечеству, такими как удушение совместных размышлений «материально-фактической» привычкой мыслить, которая пролегла убийственным морозом между человеческими взаимоотношениями. <…> Страшная дилемма мировой политической ситуации имеет много общего с этим греховным упущением со стороны нашей цивилизации. Без «этической культуры» нет никакого спасения для человечества.

I believe, indeed, that overemphasis on the purely intellectual attitude, often directed solely to the practical and factual, in our education, has led directly to the impairment of ethical values. I am not thinking so much of the dangers with which technical progress has directly confronted mankind, as of the stifling of mutual human considerations by a «matter-of-fact» habit of thought which has come to lie like a killing frost upon human relations. <…> The frightful dilemma of the political world situation has much to do with this sin of omission on the part of our civilization. Without «ethical culture,» there is no salvation for humanity.

— речь «Необходимость этической культуры» (The Need for Ethical Culture), 1951[3][К 3]

Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста.[13]

Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.[13]

Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица.[14]

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?[13]»

 

31.03.24

50
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Fert
23 дней назад

Да, это большое счастье, встретить таких людей, а уж в своей семье-особенно!
Хочется, чтобы в будущем только такие учителя были у наших правнуков)