Так друзья, давно хотел написать и в итоге написал большую историческую статью — чему учили и на что собственно программировали людей «добрые советские фильмы», которые с ностальгией вспоминают фанаты СССР. «Ах, какие добрые были советские фильмы, сейчас уже только американские фильмы подсовывают и показывают в них восьмилетним детям Харли Квинн!» — вскрикивают фанаты СССР на ток-шоу путинского пропагандиста Владимира Соловьева.
На самом деле советское кино (за исключением режиссеров Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая) вошло в кассу советской пропаганды. Советский кинематограф выступал в роли социального проводника советских людей и формирования «советской идентичности» на псевдопатриотизме.
Некоторые советские фильмы в годы Холодной войны успешно прошли в качестве антиамериканской пропаганды против США — например, советский пропагандистский телесериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984), по сюжету которого советские разведчики для спасения очередной страны Зимбабве от НАТО, ловят агента ЦРУ, затаившегося в Москве.
С советскими фильмами (в том числе и с советской мультипликацией) все было далеко не безоблачно — 90% всего снимаемого в советском кинематографе был невероятный трэш и откровенный конъюнктурный шлак. К 10% относились хорошие советские фильмы, например, «Гостья из будущего» — который и сейчас смотрится неплохо; тогда как остальные 90% составлял занудный шлак про то как какой-нибудь с виду приличный с виду советский человек ведет двойную жизнь — ворует с овощной базы немытую морковку (другими словами, является «оборотнем вне закона»).
К сожалению, большинство советских фильмов было низкопробным советским трэшэм, который мог появиться только в среде с «единственным правильным мнением Компартии», отсутствием современных технологий и отсутствующей конкуренцией.
Советская пропаганда началась при большевистском диктаторе Ленине, который вошел в историю с цитатой «пока народ безграмотен — важнейшим искусством для нас является кино». В более поздние советские годы советское кино тоже занималось патриотической пропагандой по инициативе лидеров СССР.
Производство многих фильмов СССР (в том числе и фильмов стран ОВД) во многом контролировал печально известный КГБ СССР, который своей вездесущей цензурой не позволял нормально развиваться советским режиссерам и подмешивал антизападную пропаганду против демократических стран, создавая этим государственную трактовку для советских зрителей по распоряжениям лидеров СССР.
Часть 1. «Добрая» советская власть и армия.
Практически во всех советских фильмах, особенно в сталинских фильмах, постоянно педалируется тема того как хороша советская власть и как вольготно стало жить при ней людям — при советском диктаторе Сталине существовала секретная директива, которая обязывала режиссера вставлять патриотическую пропаганду в любой фильм — за отказ от этого режиссера ждал ГУЛАГ от Сталина или в худшем случае расстрел.
Так, например, в сцене свидания парня и девушки в роще пара могла выйти на берег, и парень вдруг мог неожиданно выступить с речью вроде «Ты только посмотри как похорошела наша роща при советской власти после свержения царских буржуев. Теперь в СССР наступил Коммунизм! Лишь имя Сталина освещает эту Вселенную!» — после чего камера под патетическое завывание советского гимна в исполнении оркестра показывала какие-нибудь лесные пейзажи на советских рощах, ничем не отличавшихся от лесных пейзажей в эпохе мезолита.
Именно поэтому сталинистам, восхваляющим сталинские фильмы на все их «аргументы» здравомыслящие люди отвечают: «Да у вас всякую чепуху снимают!» — по сути это и происходило в эпохе Сталина.
В СССР людей легко обманывали советской пропагандой, но в 21 веке делать это теперь практически невозможно — многие люди тщательно проверяют источники информации, которые им преподносят в государственных СМИ на телевидении и в Интернете, и взвешивают для себя все аргументы «за» и «против» в своем независимом мнении.
Другой частью советской пропаганды было воспитание правильного отношения к советской армии — в советских фильмах показывали, что юноши настолько хотят служить в армии, что ради этого они прыгают до потолка, выскакивая при этом из своих штанов и впадают в депрессию, если им отказывают в этом.
«Он недостоин служить в нашей народной Красной арьмии!» — вскрикивает начальник колхоза в фильме «Максим Перепелица», после чего главный герой прикладывает все усилия, чтобы оказаться в армии.
Сама советская армия в советских фильмах показывалась раем, вроде санатория — красиво подстриженные и сытно накормленные улыбчивые солдаты купаются в отеческой любви и ласке отцов-командиров и старших братьев-сержантов, время от времени делают несложные и полезные физические упражнения, все остальное время предаваясь чтению и неустанному повышению физической подготовки (это демонстрировалось в фильмах «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин»). Многим людям вдвойне горько смотреть на всю эту ложь — потому что многие советские солдаты погибли на войне в Афганистане в 1979-1989 годах и многих из них доставили в гробах их родственникам по «грузу 200».
Часть 2. «С начальством спорить нельзя».
Вторая мысль, которая внушается во всех советских фильмах, особенно в хрущевских фильмах — начальство всегда право, особенно советское начальство (другого в эпохе Хрущева попросту не было). Спорить с начальством нельзя, система всегда права, а если есть какие-то нерадивые начальники, то это бюрократы и зазнайки — виноватыми в различных происшествиях были всегда отдельные личности, но никак не система в целом (к примеру, фильм «Мы с вами где-то встречались» с Райкиным).
Была еще одна пропаганда в советских фильмах по части «справедливой системы» — внушение мысли, что советская милиция является в целом очень порядочной организацией, а все советские милиционеры — люди одновременно с военной выправкой, лицом академика и речью московского диктора. Советские фильмы показывали, что советский милиционер всегда арестует преступника, найдет нужный двор или просто придет домой к жильцам, чтобы помочь им решить проблемы.
Собственно, как и в случае с армией — в советских фильмах никто не показывал, что представляла из себя реальная милиция и насколько она загнивала в коррупции и должностных преступлениях.
В 2009 году после того как милиционер Денис Евсюков убил людей в супермаркете, общественности стало окончательно ясно, что беспредел милиции никогда не закончится, если ее оставить несменяемой — и в итоге в 2014 году в России после реформы МВД РФ милицию заменили на полицию. К этому времени как из голов простых людей, так и у тех, кто был «сверху» окончательно выветрились мифы о «доброй милиции» и людям стало ясно что «добрые милиционеры» вроде Дяди Степы и сыщика Шарапова — это сказки для неграмотных лысых членов КПСС, вроде Никиты Хрущева. Более подробно об этой теме я написал отдельную статью под названием «Ползучая милиция».
Часть 3. «Мужчина всегда прав».
Еще один постулат, который подспудно внушался советскими фильмами, особенно советскими фильмами, снятыми до Горбачева — это то что мужчина всегда и во всем прав. Если в фильмах показывалась семья, то главой всегда был мужчина, а женщина была на вторых ролях. Нередко в советском кино показывали сцены, где мужчины пировали за столом, а женщина (жена главы дома) присутствует в качестве обслуживающего персонала — подает на стол новые блюда, моет посуду в кухне и прочее. Даже если мужчина показывался психбольным — он все равно считался главным.
Также советский кинематограф пропагандировал и другой постулат — без мужчины женщина неполноценна в принципе. Это культивировал пропагандистский фильм «Москва слезам не верит» — по сюжету главная героиня, независимая и по советским меркам состоявшаяся женщина (директор фабрики с квартирой и машиной) становится «полностью полноценной» только с обретением мужика — бомжа из коммуналки, которому для полного счастья не хватает только стакана газировки и который со второго дня знакомства начал втирать ей «мужчина должен то, мужчина должен это, а ты женщина сиди ровно, заткнись и молчи!».
Самое интересное — в советском обществе все это воспринималось как абсолютная и непреложная норма, спорить с которой было категорически запрещено.
Часть 4. Выученная беспомощность.
Еще один вредный момент, на который программировали советские фильмы — это так называемая выученная беспомощность. В современной психологии таким термином называют состояние апатии, когда человек не пытается улучшить свою жизнь, даже тогда когда имеет к этому все возможности. В советских фильмах это показывали постоянно — герои занимают какую-то жизненную нишу (чаще всего крайне низкую) и на этом успокаиваются, приговаривая: «живем бедно, зато честно, не в деньгах счастье, раньше я думала что счастье в деньгах, а оно в труде на благо родины».
В фильмах США такого не показывали — они наоборот, всегда показывали зрителям жизнь главных героев и их противостояние со злом.
Собственно, в этом и есть разница двух социальных слоев — если при демократии человек действительно своим трудом и талантами мог добиться того, чего желал (стать политиком, бизнесменом, главой компании, отправиться в кругосветное путешествие, организовать благотворительный фонд и прочее), то в СССР такие возможности были ограничены советским социализмом и правительство было вынуждено преподносить это как норму — «живите бедно в «равенстве» на «бесплатных» квартирах, образовании и медицине без западных технологий, без бизнеса и олигархии, зато честно, уважайте власть и радуйтесь тому, что у вас нечего красть». Нищему пожар не страшен.
После горбачевской перестройки советский кинематограф стал еще хуже — в нем стали делать героями и людей с низкой социальной ответственностью.
В 1989 году в СССР вышел фильм «Интердевочка». Он стал программным пропагандистским фильмом для советского поколения, выросшего в 1980-е годы и впитавшего «ценности» этого фильма как единственно верные. И это печально.
По сюжету фильма главная героиня — проститутка Таня Зайцева. Она мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать за границу и стать респектабельной дамой. Но получив все о чем мечтала, она понимает, что ей не хватает самого главного — счастья.
Главным героем фильма «Интердевочка» был не человек, который кому-то помог или сделал кому-нибудь жизнь лучше — а женщина, которая стала валютной проституткой и решила выйти замуж за иностранца, чтобы прорваться через железный занавес и сбежать за границу. Для многих это стало символом советской эпохи. Для кого-то Таня Зайцева стала примером и смыслом жизни. Российские проститутки 1990-х годов были воспитаны на этом фильме и все «программные коды» оттуда ими были старательно впитаны и приняты как руководство к действию.
Советский фильм «Интердевочка» стал определенным культурным феноменом, который сыграл отрицательную роль в конце 20 века.
За редкими удачными исключениями (вроде фильма «Гостья из будущего») большинство советских фильмов представляло собой невероятный занудный шлак — который как нельзя лучше описывал реальную жизнь в СССР.
В США снимали такие фильмы как «Город героев: Новая история», «Ким Пять-с-Плюсом», «Финес и Ферб», «Звездные войны» и «Интерстеллар», тогда как в СССР напротив шли душные и кислые фильмы про то, как доблестная советская милиция ловила подпольных предпринимателей и «оборотней вне закона», угнавших грузовик немытой картошки.
Часть 5. «Касты неполноценных».
В советских фильмах всех лет постоянно выводились определенные касты неполноценных — своих же граждан, которые советской властью откровенно считались «предателями социализма» — по мнению КПСС их нужно было посадить в тюрьму, выдворить из страны или постараться «перевоспитать», чтобы весь советский народ представлял собой единую трудовую массу советского социализма и никто не отрывался от коллективной радости «счастливой советской эпохи».
В ранних советских фильмах кастами неполноценных выводились кулаки, богачи, интеллигенция и поколение Российской империи, которое после революции 1917 года большевики стали называть «буржуйским». Кулака всегда изображали в виде хитрого бородатого старика, который только и думает, как бы обмануть трудовую власть колхозов. Жителей Российской империи в советской пропаганде изображали «буржуями» — в виде толстых капиталистов в цилиндровых шляпах 19 века, которые много и шумно ели, плохо вели себя на людях и замышляли вместе с американским Дядей Сэмом войны за многомиллиардные ресурсы. Интеллигентом показывали какого-нибудь старика в очках, не понимавшего своего счастья жить в советском социализме.
Касты неполноценных показывали и в поздних советских фильмах — там отрицательными герои выводились стиляги, богачи, хорошо одетые женщины и иностранцы. Стилягой в советских фильмах представляли прилично одетого человека, который по виду своей одежды выделялся из серого общества — это было настоящим запретом в СССР. Богачи в основном были заграничные (как правило те же «буржуи» из советской пропаганды), но более лощеные — с фальшивой улыбкой, чистыми зубами и начищенными ботинками.
Хорошо одетые женщины в СССР всегда подразумевались проститутками — живущими на нетрудовые доходы и в конце советского фильма раскаивающихся и радостно идущих работать шпалоукладчицами. Иностранцы в советских фильмах были подозрительны в принципе — если иностранцы не были афроамериканцами, учившимися в МГУ, то обязательно оказывались агентами ЦРУ.
Часть 6. Страшные советские мультфильмы.
Отдельно стоит упомянуть о нескольких неудачных и откровенно жутких советских мультфильмах — для развенчания мифа фанатов СССР о том, что все советские мультфильмы в СССР были добрыми, а ребенка можно было без страха оставить у телевизора.
Советские мультфильмы часто считали добрыми, но нередко советские аниматоры снимали весьма пугающие и совсем не детские мультфильмы — на их фоне Харли Квинн выглядит меньшим злом.
Надо сказать, что качественность советской анимации сильно преувеличена. Действительно в советской анимации удалось снять несколько удачных советских мультфильмов, вроде «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ», «Попугай Кеша», «Тайны Третьей планеты», «Малыш и Карлсон» и «Трое из Простоквашино». Однако качественных советских мультиков оказалось не более трех десятков за все годы существования СССР.
При этом общее количество всех произведенных в СССР мультфильмов насчитывало несколько сотен — другими словами, 80-85% советской анимации составлял всякий трэш и низкопробный кукольный шлак, который снимался советскими конторами вроде «Свердловской киностудии», которая на бюджетные деньги годами играла в одни и те же затрепанные куклы медвежат и мышей, озвучивая их голосами пожилых советских актрис. Самое печальное — всю ту чертовщину постоянно вставляли в телевыпуски советских мультфильмов для детей.
Что касается страшных советских мультфильмов, то некоторые из них были сделаны таковыми намеренно, а другие получились страшными «случайно». Однако их все равно показывали детям по советскому телевидению.
Вот список 10 самых страшных советских мультфильмов:
1. Премудрый пескарь (1979).
2. История одного города (1991).
3. Халиф-аист (1981).
4. Разлученные (1980).
5. Бескрылый гусенок (1987).
6. Лиса и заяц (1973).
7. Медведь липовая нога (1990).
8. Крот и яйцо (1987).
9. Будет ласковый дождь (1984).
10. Два клена (1977).
В общем, истории о «лучшей в мире советской анимации» были сильно преувеличены — в СССР было снято лишь несколько десятков хороших мультфильмов на фоне сотен образцов откровенного, а иногда и страшного шлака.
Эпилог
Советские фильмы не программировали человека на хорошие поступки, а очень часто делили людей на сорта, приучали к мысли что КПСС, КГБ, армия и милиция всегда правы, занимались антиамериканской пропагандой, а также внедрением других понятий, которые в 21 веке кажутся дикостью.
Именно поэтому никакое «возвращение назад в СССР» невозможно — общество уже давно переросло советские фильмы и советский менталитет, а люди в наши дни стали намного нравственнее и терпимее, чем в советские годы.
Вячеслав Миронов. 17.07.2020.
Вячеслав Миронов, что Вы всё поносом изливаете про СССР, восхваляя США?…. Там своего дерьма хватало в США не меньше чем было в СССР!!!!! Кого Вы пытаете убедить Вашим поносом?!… Тех кто лучше Вас знают про СССР?!… Или Вам ГОСДЕП США деньги платят за изливании гразью про СССР?…. Да!…. 🙂
Денис прочитайте архивы уголовного дела милиционера-убийцы Дениса Евсюкова, а также советское уголовное дело «Убийство на Ждановской» — сразу все поймете.
Уже читал, ничего кроме бреда я умного там не увидел в статьях!!!!!
И еще, Денис. Прочитайте статью Вячеслава Миронова «Ползучая милиция» и его статью «Будущее России: Постпутинская эпоха» (он взвешенно и адекватно оценил политику Владимира Путина, как и оставшиеся проблемы, которые россиянам придется преодолевать после ухода Путина, в отличие от прибалтийских русофобов, топящих за антипутинские провокации каждый день). Также прочитайте его статью «Югославский капкан», где он осудил геноцид Клинтона в Сербии.
Прочитайте именно эти реальные данные, а не телеперадачи пропагандистов Прокопенко, Соловьева и Скабеевой, которые каждый день орут на российском телевидении, что все европейцы вкупе с заокеанскими американцами готовят гитлеровский блицкриг в штабах НАТО и видят как бы развалить Россию. О том, что простые европейцы и американцы (за исключением мировых политиков) в реальности занимаются своими реальными проблемами, а не думают только о том как бы победить «великую Россию» — в таких политических телепередачах не упоминается и кроме того в них прививают нацизм по отношению ко всем европейцам, включая американцев — в особенности это делает и военная пропаганда Игоря Прокопенко «Военная тайна», которая имеет сходство с нацистской пропагандой ползучего Геббельса.
Удачи вам и до встречи на сайте.
А кто он такой этот Вячеслав Миронов?…. «Профессор» Оксафонского университата в штатах что-ли?!…
Ну так вали в северокорейское метро!
Тут я про МЕТРО ничего не говорил, а спросил прежде всего про Вячеслава Миронова, о МЕТРО тут небыло разговоров!!!!!
И еще Денис. Сравните советские «ревущие» поезда и российские комфортные поезда «Москва в Московском метро — и тогда вы сразу поймете, почему никто не хочет повторить «СССР 2:0», за исключением секты «Свидетелей СССР» (это я ничего не выдумываю, в постсоветской России, на фоне ностальгии по советской эпохе, появилась такая радикальная ползучая организация, которая отказывается признавать Российскую Федерацию и сам факт того что СССР распался в 1991 году), особенно топящей за СССР и использующей экстремистские действия, и откровенное жонглирование фактами.
Благодарю за внимание. До встречи на сайте.
Я сам Москвич с детства и пожалуйста про МЕТРО не рыпайся!!!!! Я уже ездил на многих вагонах МЕТРО в столице и мне больше нравились Сталинские вагоны с мягкими сиденьями и веяет от них теплотой и уютом, нежели холодные современные вагоны, они только электроникой больше напичканы и таблом в силу времени нашего, но Сталинские вагоны имеют мягкие цвет, да и рамы оконные и дверные из дерева, а не холодная алюминия, да и станции все Сталинские как дворцы и то что Вы мне сказали что: «советские ревущие поезда и российские комфортные поезда», на деле всё наоборот. Сталинские поезда более тёплые и приятные и не спор со мною, я Москву знал ещё с 70-ых годов, Москва тогда была более спокойная и роднее чем сейчас!!!!! Тогда можно уверенно сказать МОЯ МОСКВА, сейчас такое с трудом выговориться!!!!!
На такую чушь ловились в конце 80-х — начале 90-х )))) Ну, а сейчас про «великие СыШыА» и «дикую Русию» читать откровенно смешно!!!
Точно, и не поспоришь!!!!!
Денис, продолжай покрывать милиционера-убийцу Дениса Евсюкова и дальше, прикрываясь сказками о «святом СССР». Ложь часто помогает человеку успокаиваться, чтобы защитить себя от нервного срыва.
Гуд бай.
Смешная смена темы. Очень характерно для троллей
На мифы о «святой советской эпохе» ловились в советские годы. А сейчас читать про «святой СССР» и «немытую буржуйскую РФ» откровенно смешно.
Зоп, а ты ездишь на «Вольво» или на «Жигулях»? Ездишь на «ревущих» советских поездах или на российских поездах «Москва» и на поездах «Ласточках» по МЦК? Ты живешь в коммуналке, или в западной новостройке? Пользуешься только коммунистической Хуавэй или планшетами из Южной Кореи (можно найти и такие)?. Если на «Вольво», тогда ты прозападный антисоветчик — все западное в СССР было строго запрещено. Учти этот факт.
Гуд бай.
Зоп, посмотри «Премудрого пескаря» — и все мифы о «святой советской эпохе» у тебя сами собой вылетят из головы вместе с антиамериканским бредом.
Гуд бай.
В СССР всякое дерьмо снимали.
О, в чат пожаловал ватник. Сейчас сказки про «великую Россию» и «дикие США» читать откровенно смешно.
А мне мультфильм «Два клёна» понравился. Зачем его внесли в этот список?