Прочитав на доске объявлений приказ о зачислении меня на первый курс я облегчённо вздохнул: всё я студент! Впереди пять фантастических лет! Выйдя из толпы я наткнулся на знакомого третьекурсника:
— То-то я смотрю в коридоре стало светло хоть операцию делай! Ты чего сияешь?
— Я поступил!
— Поздравляю но светиться будешь когда на третий курс перейдёшь.
— Почему?
— Два курса общеобразовательных дисциплин не все парни справляются. А ты после рабфака значит в школе не преуспел. Так?
— Да но я постараюсь раз поступил.
— Кто у тебя по вышке?
— По чему?
— По высшей математике.
— Какой-то Молокогорцев, — прочитал я в своём блокноте.
— Вешайся!
— Почему?
— Скоро узнаешь.
Узнал я на второй паре первого дня занятий. Не успел смолкнуть звонок как в аудиторию вошёл преподаватель сухо поздоровался и произнёс: «Товарищи студенты! Хочу вам напомнить, что высшее образование в СССР не является обязательным! Мне предстоит прочитать для вас курс высшей математики. Продолжительность курса четыре семестра».
Едва пара закончилась, сидевший за мной Василий мрачно произнёс: «Непонятно но здорово!» Я тоже был обескуражен, хотя векторная алгебра не самое сложное в курсе. Я разыскал третьекурсника и попросил его объяснить мне почему я должен вешаться:
— Мики, так зовут Молокогорцева, влюблён в математику и считает, что инженер должен знать её на четвёрку.
— А почему не на пять?
— Окстись ты каждому трояку по вышке будешь радоваться как ребёнок!
— Почему?
— В помощь студентам Мики организует нулевые пары.
— Это что за хрень?
— Собирается поток и Мики проводит опрос как в школе.
— Зачем ему это нужно?
— Это нужно тебе, а то начнёшь учить вышку в ночь перед экзаменом. А за нулевые пары Мики не доплачивают.
— Фанат?
— Ещё какой! И не вздумай пропустить коллоквиум. Будешь его сдавать на экзамене как дополнительный вопрос. Мики всё помнит!
— А пересдать ему легко?
— Даже не мечтай. Будешь сдавать ему все шестьдесят вопросов которые есть в билетах.
— Это как?
— Приходишь после сессии и сдаёшь.
— Так ведь отчислят если не сдашь во время сессии?
— А Мики придумал свою систему. В экзаменационной ведомости он оценку поставит, а в зачётке нет. Он это называет условной сдачей.
— А если не ходить?
— На пятом курсе будешь сдавать иначе к защите дипломного проекта не допустят.
— А на экзаменах он валит?
— Вроде нет ответишь на билет и допвопрос – и получай свой трояк.
— А почему трояк? Если на вопросы я отвечу?
— Принципы не ведают пощады! За четвёрку ты у него на экзамене просидишь с семи утра до четырёх вечера отвечая на все билеты.
— И сколько он двоек в группе ставит?
— Хоть всей группе.
— И как ему сдать?
— Учить…
Первый экзамен по вышке мне удалось сдать на тройку почти сходу. Материал я выучил и тройка меня расстроила. Ведь я остался без стипендии. И тогда я решил, что на тройку я всегда сдам и нечего зубрить теорему Коши – Буняковского. Через шесть месяцев я об этом пожалел. В нашей группе из двадцати пяти человек восемнадцать получили двойки. Моя двойка была за номером семь. Руководство института поняло, что пересдать мы не сможем и отправило Мики на курсы повышения квалификации. Пересдавали мы другому преподавателю более толерантному. Тройка была получена но я снова остался без стипендии.
Второй курс начался с сельхозработ. Ручная уборка лука – занятие утомительное и мы больше симулировали кипучую деятельность нежели работали. К нам подошёл мужичок в фуфайке и шляпе и предложил перестать бить баклуши. Я уже знал, что в поле шляпа и галстук – признак начальства и решил заняться демагогией, чтобы потянуть время и повыпендриваться перед сельским интеллигентом:
— А Вы кто? – спросил я небрежно.
— Человек, а что? – ответил мужик.
— Вот мы тут работаем как можем, а Вы нам мешаете сосредоточиться, — ответил я.
— Дерзкий ответ, — усмехнулся мужик, — а как у Вас с высшей математикой?
— А какая связь между высшей математикой и Вами? – спросил я.
— А я Ваш новый преподаватель, как Ваша фамилия?
Так я познакомился с Палычем — так его звали студенты. Остроумный и немного циничный реально оценивавший наш интеллектуальный потенциал и мотивацию, Палыч честно начитывал лекционный материал без коллоквиумов и нулевых пар. Палыч отслужил лейтенантом два года в армии и впитал в себя офицерский шарм лейтенантский юмор и усталую обречённость человека который понимает, что чудес не бывает.
Меня Палыч выделил как объект для подколов беззлобных и остроумных. На каждой лекции он отпускал в мой адрес шутку, а я отвечал. Все смеялись не более того. Но однажды я потерял чувство меры и схамил Палычу. И я впервые увидел его жёсткий взгляд. На следующих лекциях Палыч перестал обращать на меня внимание. И вот наступила пора домашних контрольных. Я не смог её решить и обратился к Толичу, выпускнику факультета прикладной математики. Он обожал математику. Однажды я застал его читающим книгу. Он хохотал и приговаривал: «Классно написано!» Я решил, что Толич читает Золотого телёнка и спросил его:
— Дашь почитать?
— Бери, — удивился Толич.
— Спасибо беру с возвратом!
— А тебя это действительно интересует?
Прочитав название книги я замер: «Гамильтонов подход в теории солитонов». Молча вернув книгу я понял, что Толич гений.
Толич быстро решил мою контрольную, и я первым сдал её Палычу. На следующей лекции Палыч спросил меня с сарказмом:
— Артур да Вы гений. Сами решали?
— Да, — соврал я.
— Честно?
— Да.
— Вы меня окончательно разочаровали. Контрольная решена правильно но такими методами которые в нашем курсе не рассматриваются.
— А я самостоятельно их изучил, — пошёл я в наступление.
— Артур Вы перешли красную черту и оскорбили лично меня. Контрольная решена правильно и я должен поставить Вам зачёт. А об остальном поговорим на экзамене.
Беседа на экзамене закончилась двойкой. На пересдаче Палыч посмотрел на меня как-то брезгливо и сказал:
— Что с Вами делать?
— Поставить тройку.
— Это слишком просто. Я хочу получить сатисфакцию.
— Поставите двойку?
— Это примитивная месть.
— Тогда что?
— Я даю Вам двадцать минут. Решите задачи сами или кто поможет – мне безразлично. Но если на двадцать первой минуте правильно решённых задач я не увижу – тогда двойка!
Мне повезло и на ИВЦ мне помогли решить задачи. Палыч внимательно посмотрел на протянутый мною листок и спросил:
— Волков решал?
— Да а как Вы узнали?
— Решал программист бросается в глаза – с удовлетворением констатировал Палыч и со скукой посмотрел на меня: интересный Вы экземпляр Артур но если Вы также будете изучать спецпредметы, то останетесь без диплома.
В следующем семестре вышку читал преподаватель которого прозвали Пеле. Он любил футбол и математику. Увидев в моих руках еженедельник «Футбол – хоккей» он просил его посмотреть и забыл обо всём на свете. Я стал регулярно его покупать перед каждой практикой по вышке и садился перед Пеле. Мы тихо сидели и играли в морской бой, а Пеле шуршал страничками еженедельника.
Экзамен проходил в лайт режиме: «Кто согласен на тройку – давайте зачётки на стол». Я был в первых рядах…