Люди, собравшиеся в этой квартире, были убоги и примитивны. Все, даже художник, создающий замечательные картины. Исключение составляла, пожалуй, лишь его жена Василиса.
Внешне Василиса – тоненькая невысокая блондинка. Её лицо кто-то называет тусклым, кто-то – очаровательным. Она прекрасно выглядела бы в английском костюме, сидя в ложе театра и надевая очки в момент начала спектакля. Но Василиса в вечном лихорадочном движении. Она работает на двух работах, чтобы прокормить семью – себя, сына и мужа-творца. Василису часто можно увидеть в задрипанных спортивных костюмах, ведь при её напряжённой жизни некогда обратить на себя внимание. Тягомотный заработок – её удел, создание прекрасного – удел её мужа. Они познакомились, учась вместе на художников. Окончив институт, собрались пожениться, и тогда он сказал ей: «Василиса, я не буду тебе врать, ты не гений живописи. Давай в нашей семье только я стану продолжать это дело. Ты не можешь рисовать талантливо, значит, не рисуй совсем». И Василиса тогда отступилась от живописи – ещё была очарована женихом, да и преподаватель Кокорин часто писал на её работах советы: «на свету жоще штрих перекрёстный, более обобщённее и проще». Постепенно жизнь Василисы превратилась в служение мужу-художнику. Его картины дарили радость людям, но порабощали Василису.
Иногда Василиса видела ангелов, стоя у окна. Они парили в небе, с трудом угадываясь среди голубизны. Ангелы что-то говорили Василисе беззвучно, а она понимала их и молча вела с ними беседу. Она ничем не выдавала их союза. В каких бы грёзах ни витала Василиса, она всё же осознавала частичкой своего разума, что это чудо нужно скрывать от других людей.
Сегодня пришли гости – подруга Василисы с мужем и дочкой Машей. Подруга крупная женщина, выше Василисы. Она одета в светло-зелёное платье с широкой клеткой. Такой рисунок противопоказан женщинам её сложения, но Василисиной подруге он подошёл – она выглядит в нём колоритно, интересно.
— Мама, мы с Машкой пойдём погуляем, — говорит сын Василисы.
— Что значит – «погуляем»? – спрашивает Василиса. – Ты ещё сегодня не выучил наизусть параграф о лягушках.
— Оставь их, — говорит ей подруга. – Ты сама рассказывала, как прогуливала уроки в сельской школе.
— Это было один раз… — оправдывается Василиса и кричит сыну и подругиной дочери уже в дверь:
— Чтобы недолго!
Женщины возвращаются в комнату.
— Нет, ты же видел «Мону Лизу»? – спрашивает Василисин муж у мужа её подруги. – Я не знаю, кто не видел «Мону Лизу». Её улыбка – короче, всё! Можно глянуть раз и не жить дальше!
— Другие женские портреты ничуть не хуже, — говорит Василиса. – Хотя бы «Девушка в белом» Джеймса Уистлера.
— Пошли, покурим, — предлагает Василисин муж собеседнику. Он не может допустить слияния мужской и бабской компаний.
***
Сын Василисы женился на Маше, дочери её подруги. Ему тогда исполнилось двадцать пять лет, а невесте ещё не было двадцати четырёх. За пять лет до этого Василиса развелась с мужем.
— Маша, ты могла бы уважать человека старше себя, имеющего опыт, — говорит Василиса во время очередной ссоры.
— Засуньте этот опыт знаете куда?! – Маша хлопает дверью комнаты.
Василиса, конечно, приучена терпеливо относиться к людям и их трудностям, но рядом с Машей очень сложно выдержать и не сорваться. Слава Богу, у Василисы теперь есть свой волшебный мир – картины. За работой с красками Василиса наполняется спокойствием и счастьем.
После развода стало некому принижать способность Василисы к художеству. Она устроилась на новую работу – в студию живописи, находящуюся в ДДТ. Перед первым рабочим днём вспоминала навыки, написала несколько этюдов и даже удивилась, насколько красиво получилось, причём за небольшое время. А вскоре Василиса обратила внимание на половину своей комнаты. Раньше там была мастерская мужа, а на другой половине он и Василиса жили. После отъезда мужа полкомнаты так ничем и не заняли. Теперь Василиса решила создать там новую мастерскую.
Всё свободное время Василиса писала картины. Она наконец увидела светлых ангелов наяву. Ими были листы ватмана. Василиса разговаривала с ними, они радовались или переживали за неё. Но другие люди не могли их видеть, и Василиса придавала ангелам реальный зримый облик. Она создавала чудеса на ватмане. Кроме того, в ней открылся ещё один талант. Василиса раньше вышивала салфетки и наволочки, её рукоделиями украшалась вся квартира. И Василиса подумала: почему бы не соединить картины и вышивание? Она перерисовывала свои и чужие картины на ткань, а потом вышивала по рисунку. Получалось отлично.
Василиса с радостью ходила на работу, понимая, что способна открыть подросткам свою душу, а не просто азы изобразительного искусства. Напротив её кабинета находился зал, где занимались лёгкой атлетикой. Василиса заходила туда после своих занятий, если там ещё было открыто. Тренер быстро улыбался ей, она садилась на скамеечку и разглядывала подростков в тренировочных костюмах. Костюмы были одинаковыми, и подростки тоже казались одинаковыми, Василиса отличала от других только одного узбека. Все они выглядели массой юности, красоты и силы. Василиса подпитывалась их энергией.
А сегодня у Василисы появилась новая радость. В этот день открывалась её выставка-продажа. Сейчас Василиса собирается туда. С ней идёт её лучшая подруга, Машина мама. Подруга теперь необъятно полная, хотя ещё лет десять назад имела крепкое здоровое телосложение. Василиса изменилась мало, только перекрасила волосы из светлых в чёрные и подстригла их выше плеч. Ей шла и прежняя причёска, но теперь Василиса – просто красавица. На открытие своей выставки она надела платье цвета морской волны, кулон и кольцо с аквамаринами.
— Тётя Василиса, зачем вы надеваете длинное платье? – спрашивает Маша. – У вас шикарные ноги, чего вы их прячете?
— Я сегодня тоже в длинной юбке, — вступается Машина мама. Да, на ней нарядная безвкусная одежда: чёрная длинная юбка, чёрная кофточка и чёрный палантин. – Плевать на моду!
Василиса посмотрелась в большое зеркало. Всё же её удивительно украшало длинное платье. И хрупкая фигурка обозначалась, и в то же время Василиса выглядела такой величественной… «Теперь буду чаще надевать классическую одежду», — решила она. Блузки и длинные юбки уже появлялись в гардеробе Василисы – всё же теперь она имела статус педагога.
Василису сразу предупредили, что её написанные и вышитые картины вряд ли купят – ведь она выставляется впервые. Василиса понимала, что она пока ещё неизвестный и непонятный художник. При разводе с мужем она взяла свою девичью фамилию, и у неё не осталось даже знаменитой фамилии мужа.
На выставке Василиса кратко рассказала о своих картинах. Потом люди разбрелись по залу, а она встала у стены.
— Привет, — к ней подошёл мужчина.
Василиса не сразу, но узнала своего бывшего одноклассника. Когда-то у них была первая любовь. Он предлагал ей поступить в техникум – «будешь маляром, это тоже творческая профессия». Но Василиса поступила на изобразительное искусство. Городская жизнь затмила перед ней какой-то там рассвет, встреченный ими в толпе галдящих одноклассников. А вскоре появился человек, ставший потом её мужем.
— Я тут прочитал твоё имя и фамилию, — объяснил одноклассник. – Значит, ты всё же стала великим художником.
— Ещё не очень великим.
Они стояли возле вышивки, выполненной с картины Виктора Васнецова «Царевна-лягушка».
— Это я, — показала Василиса на картину. – Я тоже Василиса.
Одноклассник улыбнулся, но, видимо, ничего не понял.
— Василиса – это имя царевны-лягушки, — объяснила Василиса. – Она – Василиса Прекрасная, я – Василиса Ищущая.
У Василисы купили одну картину.
На ночь Василиса не пришла домой.
— Мне мама звонила, — сообщила Маша мужу. – Сказала, что тётя Василиса ушла вместе со своим одноклассником. Не понимаю, как она может гулять в её-то возрасте!
— Забей, — ответил он. – Сами разберутся.
***
Сын Василисы развёлся с Машей. Теперь он женился на Даше. Сначала Маша, потом Даша. Вторая жена родила ему дочку и назвала её Василисой, думая, что это имя сделает малышку царицей. Василиса про себя смеётся, что ребёнка назвали в честь бабушки. Сама она не имеет личной жизни. А бывший одноклассник… Хватит, хватит вспоминать.
Картины Василисы всё чаще и чаще появляются на выставках. Она уже подарила миру много шедевров и останавливаться на достигнутом не собирается.
Сейчас Василисе нужно идти на работу. Она прихорашивается перед зеркалом в ожидании Даши, ушедшей в магазин. Василиса теперь одевается в жакеты и юбки, душится перед выходом. На неё глядят, как на барышню из другого века.
В комнате молодых заплакала внучка. Василиса поспешила туда, обняла и покачала ребёнка. Малютка затихла. Всё-таки хорошо быть годной хотя бы на то, чтобы утешить человека – крошечного, языка которого никто не понимает, но которому так нужна забота.
Вернулась Даша. Василиса передала ей ребёнка и пошла на работу.
В гардеробе, снимая пальто, Василиса услышала мужской голос, напевающий песню:
— Под железный звон кольчуги,
Под железный звон кольчуги,
На коня верхом садясь,
Ярославне в час разлуки,
Ярославне в час разлуки
Говорил, наверно, князь…
Она разглядела за висящей одеждой тренера, чья комната для занятий находилась напротив её комнаты.
— Здравствуйте, — окликнула Василиса.
— Здравствуйте, — он обернулся. – Как ваша очередная выставка?
— Спасибо, хорошо. Вам тоже нравится Мулерман?
— Да.
Но Василиса смутно догадывалась, что соседу по этажу нравится не Мулерман.
— Может быть, перейдём на ты? – предложила она.
— Спасибо за доверие. У меня есть хорошая новость… для тебя. Сегодня успеешь посмотреть на наши занятия… а потом можно будет куда-нибудь сходить.
— Хорошее предложение.
Они пошли к своим кабинетам. Художница и тренер оказались так близко, что даже касались рук друг друга, но почему-то никто не посторонился.