1.06. 2002 год. Москва. Аэропорт Домодедово. 20:10
— Мама! Смотри! — Девочка тринадцати лет протягивала маме брошюрку с изображением контактного зоопарка в Барселоне.
Женщина, стоявшая рядом с ней, улыбнулась. Долгожданный отпуск чуть не провалился. Их рейс до Барселоны отменили, но, к счастью, Юлия — так звали эту счастливую маму, нашла билет на Башкирский чартер. С ними летело ещё много детей, её дочь Ира была вне себя от счатья. Дети — школьники из Уфы. Они были премированы за хорошую учёбу туристической поездкой в Барселону. На их лицах светилась радость и нетерпение. Конечно, было шумновато, но вполне терпимо.
— Мама! — Ира бегала по залу аэропорта как заведенная. — А я с мальчиком познакомилась! Его Артур зовут. Он с нами летит! Знаешь, какой у него фотик? Он сразу фотки печатает.
Энтузиазм дочери вызывал улыбку. Юлия внимательно смотрела на информационное табло. Объявили посадку. Салон самолета встретил приятной прохладой. Лето выдалось жаркое. Даже ночью было почти 23 градуса, прямо аномально.
В 8:49 самолёт маршрутизатором BTC 2937 поднялся в воздух. Через 4 часа он должен приземлиться в Барселоне.
23:00 Цюрих. Швейцария
Диспетчер Питер Нильсон был в отличном настроении, которое не испортили даже работники по обслуживанию аппаратуры. Сначала они отодвинули их с коллегой от радаров, проводя диагностику, потом систему связи прервали по той же причине.
Их диспетчерская контролировала всю Восточную Швейцарию и немного Юго-Западную Германию. Самый оживленный воздушный корридор в Европе. Днём количество транзитных самолётов уходило до сотни. В его же ночные смены едва ли доползало до двадцати. Плюс они контролировали аэропорт ФридригсХафен в Цюрихе.
Коллега отпросился на перерыв. Нильсон согласно кивнул и переключил один из радаров на аэропорт, а второй на сектор воздушного пространства. Привычно контролируя высоту и скорость воздушных судов, Питер расслабился… На радарах, почти не отличаясь друг от друга, ползли зелёные точки…
19:00 Беркамо. Италия
Аэропорт Беркамо, как обычно, жил своей, тихой, но вполне полноценной жизнью. Грузовой рейс до Брюсселя уже не первый, да и не десятый раз поднимался в воздух со взлётной полосы номер 5. Пилоты опытные. Наверное, одни из тех, кто мог бы рассказать про каждую трещинку в асфальте каждого из мировых аэродромов. В их компании «DHL» их ценили. Рейс носил номер DHX 611.
23:23. Цюрих. Швейцария
— Борт BTC 2937, рад вас приветствовать в воздушном пространстве Восточной Швейцарии. Ваша высота — 11 тысяч. Скорость 1300. Эшелон 360.
— Диспетчер, это борт BTC 2937. Спасибо.
Питер откинулся на спинку. Затем посмотрел на радар аэропорта и встрепенулся. На радаре появилась точка с подписью AEF 1135. Этот самолёт ожидался намного раньше. Нильсон оттолкнулся от пола, и кресло на колёсиках услужливо подвезло его к радару.
— AEF 1135. Борт AEF 1135. Ответьте диспетчеру.
Но Питеру ответила лишь тишина. Зато ожил динамик радара воздушного корридора.
— Приветствую швейцарских диспетчеров! Это борт DHX 611.
Нильсон чертыхнулся и подкатил к микрофону.
— Приветствую борт DHX 611. Инициализировал вас.
— Рады слышать. Просим разрешения подняться на высоту 11 тысяч метров.
Нильсон хотел произвести расчёт, помня, что в этом эшелоне уже есть самолёт, но наконец-то динамик радара аэропорта ФридрихсХавен бодро крикнул:
— Диспетчер. Это борт AEF 1135. Прошу прощения. Перебои со связью.
Питер быстренько подкатил к радару и схватился за микрофон.
— AEF 1135. Это диспетчер. Сейчас выясню условия вашей посадки. Ожидайте.
Нильсон взялся за трубку телефона, набрав номер аэропорта, но короткие гудки оповестили его о том, что номер занят. Хорошо. В запасе всё равно остается около 10 минут. Питер рывком вернулся к радару воздушного корридора.
— Борт DHX 611.Набор высоты разрешаю. Эшелон 360.
— Принял. Спасибо.
Нильсон снова пересёк диспетчерскую и попробовал связаться с аэропортом. Результат тот же.
23:30 Борт BTC 2937.
Пилоты почти не вглядывались в то, что происходит за бортом. Приборы работали в штатном режиме, диспетчер не выдавал поправок. Внезапно, почти всегда молчавшая система сближения T-Kass, оповестила громким, металлическим голосом:
— Внимание! Сближение! Наберите высоту!
23:30 Борт DHX 611
Пилоты недоуменно переглядывались. Диспетчер не предупреждал о самолёте в их эшелоне. Однако система T-Kass говорила об обратном.
— Внимание! Сближение! Снижайтесь!
Пилот без всяких сомнений, как и положено, сменил высоту, перейдя в эшелон 350.
23:30 Цюрих. Швейцария
Нильсон нервничал. Аэропорт не отвечал, а борт уже почти на подлёте. Наконец, он взялся за микрофон:
— Борт AEF 1135. У меня нет связи с аэропортом. Свяжитесь, пожалуйста, самостоятельно по второй линии.
— Диспетчер, мы вас поняли.
Питер снова прокатился на кресле до радара воздушного корридора. И понял, что у него явная проблема. В эшелоне 360 находятся два самолета, летящих друг к другу перпендикулярно.
— Борт BTC 2937. Срочно снижайтесь. Эшелон 350. Самолет парралельного курса находится справа.
Телефон зазвонил, Нильсон ринулся отвечать аэропорту.
23:34 Борт BTC 2937
Пилоты не знали, чей приказ исполнять. T-Kass приказывала им набрать высоту, а диспечер, наоборот, — спуститься на эшелон ниже. В конце концов, пилоты принимают решение. Они меняют эшелон на 350. Сквозь темноту они пытаются увидеть самолёт компании «DHL».
23:35 Борт DHX 611
Второй пилот первым видит самолёт, летящий им наперерез.
— Срочно вниз! Резко в пике!
Командир экипажа налегает на штурвал, но поздно…
Самолёт компании «DHL» нырнувший вниз, буквально разрезает пополам самолёт Башкирских авиалиний со школьниками на борту. Обломки горящего метала двух самолётов дождём посыпались вниз.
— Борт BTC 2937. Это диспетчер.
Питер смотрел на зелёную точку. Почему-то одну. Вторая исчезла. Нильсон снова и снова запрашивал оба самолёта. Безрезультатно. Внезапно зелёная точка превратилась в красный крестик. Нильсон похолодел…
жутко……