На фотографии написано: ««Без детей нельзя было бы так любить человечество», — писал Федор Михайлович Достоевский. И он ПРАВ!
1. Сказка о Шише, который сочинял рифмы.
2. Стишки А. Барто и С. Маршака (разбор по двухстрочным рифмам)
3. Детские работы.
Фотографии, которые я опубликовала, — это те работы, которые они писали дома.
Записывали в нашу классную тетрадь (с детьми придумали вести дневник класса, где будем записывать самые смешные моменты, лучшие работы, рисунки, стихи, словом, если с детьми быть немного детьми, иначе ни в садике, ни в начальной школе успехов добиться трудно. Дети чувствуют любовь и заботу, но и свое место тоже знают, поэтому проблем во время учебы практически не бывает. Это проверено не только мной и временем, но и моими родителями, учителями старой школы, мамины подругами. Дети — не только ученики, но и друзья.
А школа — это для них второй дом, где вы, как раньше говорили, «вторая» мама, и это звучит гордо, поэтому ответственность большая! А ошибки в тетради не исправляла (подросли, сами улыбались над ними, ведь правила еще не знали этих), но в учебном процессе мы и это исправили. Нужно детям объяснить, что лучше сразу делать качестенно, чем потом исправлять, а, значит, правила знать необходимо.
1. Сказка о Шише (сказку прилагаю в конце конспекта).
Рассказы про Шиша я любила читать в детстве, но из всех больше всего нравилась эта, про рифмы.
«— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
— Я твоего Кузьму
За бороду возьму!»
Поговорили об этих героях, поняли, почему дяденька его попросил Шиша слезть с телеги, хотя первоначально молодой человек был вежлив:
«— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?»
А закончилась дружба между Шишом и дяденькой после того, как он про Кузьму сочинил:
«Дядька говорит:
— Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!»
На доске записала эти строки, анализировали, даже дети, которые хорошо чувствуют поэзию, свои слова вставляли, например:
«- Моего папашу звали Кузьма.
— А у дедушки Кузьмы
Больше нету бороды!» (С. Лукманов)
С детьми «нашли» созвучие концов стихотворных строк, проанализировали поведение Шиша, которого в конце справдливо попросили слезть с телеги. «Он сам виноват, его катают бесплатно, а он обидел дяденьку, вот и правильно сделал, что прогнал!» —
Серьезно сказал один из детей.
2. Так, после сказки перешли на короткие знакомые стишки Барто и Маршака. Дети их знали еще с дошкольного возраста, поэтому дружно хором читали их наизусть.
Короткие стишки легко запоминаются детьми.
Пока рассказывали эти стишки, я записала последние слова в конце строк, чтобы дети попробовали самостоятельно сочинить свои варианты. Пусть получились разные, зато принцип поняли хорошо.
«Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок».
А. Барто
«Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил»
С. Маршак
А петербуржцам можно сказать и удивить, что Маршак Самуил Яколевич жил в
Ленинграде. Сама была на всех этих улицах, видела эти дома. В Санкт-Петербурге
много домов с табличками, где указаны, кто и когда жил в том или ином доме. Не раз
проходила мимо дома Чуковского К. И., который писал:
««А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду…»
В глубинке мы не понимали, что где находятся «Садовая» и «Сенная», в каком городе,
так и не знали, что Бассейная тоже в Питере (всегда думали, что это все в Москве).
Теперь не только бывала не раз на этих улицах, но и знаю, что это единственный в
городе пересадочный узел » Спасская — Сенная — Садовая».
А Маршак жил на этих улицах:
«Ул. Пестеля, 14, кв. 11
11 лет семья Маршака жила в этом доме. Здесь часто принимали гостей, много музицировали и постоянно писали стихи. К слову, свой домашний адрес Маршак, по просьбе сына, вставил в одно из своих стихотворений про мистера Твистера: «Улица Пестеля, первый подъезд. – Нет, отвечают, в гостинице мест». Это, кстати, по соседству с улицей Бассейной. С той самой, с которой человек рассеянный. Ведь именно так тогда называлась нынешняя улица Некрасова.
Ул. Моховая, 35
В 1922 году по этому адресу располагался первый в мире специализированный театр для детей легендарный ленинградский ТЮЗ. Маршак пришел сюда драматургом, писал пьесы. Он стал первым завлитом в первом театре юного зрителя, а детские стихи возникнут в его творчестве годом позже.
Невский пр, 39. Аничков дворец
Среди прочих занятий в Петрограде Маршак ведет студию детских писателей в институте дошкольного образования Наркомпроса. Из студии вырастут: Шварц, Бианки, Верейская. Детские литературные кружки станут традицией. И когда в 1937 году Аничков дворец отдадут пионерам, здесь тоже откроется литературная студия, и откроет ее Самуил Маршак.
Невский пр, 28. Дом Зингера
В 1919 году в этом здании разместились ряд издательств, а в 24-м — ленинградская редакция «Детгиза», которой 13 лет руководил Самуил Маршак. Зощенко, Хармс, Веденский, Заболоцкий, Житков, Пантелеев, Олейников – Маршаку удалось привлечь к детской литературе талантливейших писателей и художников. В 1937 году после арестов нескольких сотрудников редакции Маршак отказался от руководства. В 38-м простился с Ленинградом, насовсем переехав в Москву.»
И после такой интересной беседы раздала приготовленные дома бумаги, на которой написаны по паре слов, которые можно рифмовать. И на доске записала, кому как удобно.
Дети справились с заданием не сразу, думали, использовали черновик (тоже входило в работу, ведь сначала все писатели,как и они — ученики, тоже сначала пишут в черновиках, много раз проверяют, и только потом уже переписывают в чистовик. Детям очень нравилось чувствовать себя поэтами!
И даже потом, когда мы пошли по домам, на выходным сами придумали стишки. Кроме того, придумали названия к своим работам (в классе не у всех получалось придумать стихи, поэтому не стали тратить время на названия).
Предлагаю прочитать:
«Гнутся ветки надо полями
Чуть ли не ломаются.
Я б хотела их поднять —
Силы не хватает.
Не печалься, дерево, так и знай:
Будешь ты красивей, так и знай!»
Черных К., 8 л., 1 кл.
«Что такое за горой и за горами?
Что такое за горой и за горами?
Объясните кто-нибудь!
Вот идет какой-то дядька с красными ушами
Объясните кто-нибудь: с красными ушами.
Что такое за горой?
Вот идет старушка с палочкой в руках.
Объясните кто-нибудь: с палочкой в руках.
Это что такое за горой светит нам в глаза?
Все с красными ушами и с палочкой в руках кричат,
Кричат, кричат:
«Это наше солнце светит нам в глаза!»»
Лукманов С., 8 лет, 1 класс
«Если утром рано встать, можно всюду успевать.
Можно книжку почитать.
Можно больше пописать.
Можно дальше пробежать.
Только надо рано встать!»
Ибатуллина Гульдар, 8 л., 1 кл.
А Вахрушева А., 8 лет, 1 кл., сочинила три стишка:
«Сынишка Аллы всю кашу съел!
Вечером задремала Алла,
Ее сынишки подсел
И всю кашу съел».
«Я взяла ручку,
Чтобы писать.
Брат купил ручку,
Чтобы играть!»
«У нас есть кошка,
Я пробовала с ней играть.
Я взяла ложку,
А кошка начала ее лизать».»
«Утро
Вот будильник зазвенел.
Я умылся и поел.
И шнурки в ботинки вдел.
Одел я шапку и пальто…
А на улице тепло!»
Рожков В., 8 л., 1 кл.
А Вадим был соседом. Видела, как он рос, потом стал подростком, собирался жениться. И я, оказалось, впервые в жизни города поздравила их с никахом и подарила книжку «Случай с утенком Кряшей», которая есть на этом сайте. «С никахом никто еще никогда не поздравлял!» — Удивились в редакции.
Приложение:
«Рифмы: Сказки о Шише
Сказка про Шиша, который любил рифмы придумывать. Однажды подвез его один дядька на лошади. Сказка представлена в в пересказе Б.В.Шергина.
«Рифмы: Сказки о Шише» читать Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то-Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отечеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки
прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму; тебя как зовут?
— Меня зовут… Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на аэроплан.
На аэроплане и летай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а… Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».