Загадки. Как научить(ся) их разгадывать? Как я начинала работать в школе после института

­­

Немало людей любят загадки вне зависимости от возраста.  В детстве мы легко разгадывали загадки. Также наши дети, ученики и воспитанники.

Легкие загадки были просты или знакомы из садиков. А, когда были сложней, то «напрягали мозги», как говорили нам наши учителя в школе, думали, сопоставляли, просто могли догадаться или предположить.

Как же радовались, если ответ оказывался правильным!

Отгадывать можно и по описанию различных предметов, игрушек, явлений природы.

Отгадывать хорошо, если знают признаки и характер живых существ. Загадки расширяют кругозор, знакомят с неожиданными сторонами известного.

Очень полезно развивать ассоциации, чтобы при отгадывании мы смогли привязать новые знания к известным свойствам, поэтому важно развивать ассоциативное мышление.

Например, к определенному возрасту дети знают характерные особенности зайцев. «В гору бегом, а с горы кувырком!» Это они видели в мультфильмах, фильмах или даже видели живых длинноухих. Так, в лесу во время лыжной прогулки с детьми на выходные, почти весь класс собирался, даже некоторые мамы составляли нам компанию. Про зайцев знают деревенские люди, дети и внуки егерей, лесников, охотников.

Или еще одна популярная загадка, которую помним еще с нашего детства (СССР) -«Зимой и летом одним цветом». Тогда еще была мода на живые елки, поэтому ошибиться не могли. Да и в городах хвойные не редкость, они растут в парках и лесах.

А вот про арбуз — бахчовая («бахча» — «огород») ягода («карбуз» — тат., башк.) — знают не все. Само слово «арбуз» заимствовано из тюрского «карпуз», персидского «харбуз». Об этом не все взрослые знают, также и про то, что арбуз — это большая ягода. Дошкольники об этом знать могут. Поэтому предварительно можно провести беседу, тогда проще угадают эту загадку:

«Я — ягода большая,
В конце лета спелая.
И на бахче росла я,
А в августе созрела я.
Снаружи я зеленая,
Внутри, конечно, красная,
И вовсе не соленая,
А очень-очень сладкая!»

Также, «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный» — загадка известная, но не все знают слово «кафтан» и «бархатный». Лучше показать картинку с кафтаном и принести кусочек бархата по возможности (я ходила в ателье, заранее заказала маленький кусочек).

Как же научить детей разгадывать загадки?

О том, что до занятий нужно предварительно провести «словарную» работу, о чем написала выше.

Далее, каждый воспитатель или учитель проверяет и учит выделять основные признаки предметов на уроках, поэтому желательно практически подтвердить знания на прогулке или экскурсиях на природу (цветы, деревья, птицы, растения с огорода и фрукты, автомобили, явления природы, словом, что нас окружает). И обязательно сопоставлять с ними. Интересно сравнивать, находить общее и различное в предметах (например: подсолнух — солнышко, подсолнух и одуванчик, мячик резиновый и надувной).

Отсюда уже можно научить не только видеть, но и запоминать наиболее яркие характеристики всех вещей — яблоко круглое, груша как лампочка (лампочка Ильича), елка зеленая, снег белый, при этом также желательно загадать загадку «на месте», чтобы практически подтвердить теорию.

Второстепенные признаки тоже нужно знать, показать, спросить или переспросить, чтобы понять, как дети усвоили материал. Арбуз зеленый, а внутри он алый. Да еще и с косточками. Какие косточки? У каких фруктов еще есть косточки и чем они отличаются? Также, можно спросить про вес и размер (на фотографии очень большой арбуз и наш кот для сравнения, вес — на весах цифра), а дети любят рассказывать, вот и развитие речи попутно.

А загадка «Без окон, без дверей — полна горница людей» не всегда понятна для малышей, даже подростки не все могут сказать, что такое «горница», запомнили в детстве ответ и хорошо. Но (само)развитие должно быть пожизненным. Для кого-то может быть и сложной такая загадка. Мы — помощники родителей в обучении и развитии доверенных нам детей!

Есть дети, которые просто запоминают ответы или уже знают готовые (где-то услышали, родители занимаются). Но вот объяснить не все могут. Поэтому наглядный материал всегда должен быть в педкопилке. Чтобы показать и пояснить слово «горница», мы слушали песню. Дети рисовали и подпевали, если знакомо. Иногда вдруг во время занятий по рисованию кто-то по ходу придумает загадку, или у соседа найдет сходство с другим предметом (подобно тому, что мы можем увидеть различные предметы или живые существа на облаке). Песня начинается так:

(«В горнице моей светло
Это от ночной звезды»).

Поэтому, если вы хотите предложить песни, сначала прочитайте текст, выявите слова, которые могут быть непонятными для детей или незнакомыми, тогда им проще будет понимать текст песни. «Светло, потому что окна высоко, и светло при Луне. Раньше фонарей не было»…

Имея знания и навыки, детям будет легко разгадать даже более сложные загадки, а потом и загадки-задачи. Например, «Каких камней не бывает на свете?» И пусть пояснят или в конце можно показать, не акцентируя внимание на этом, а чтобы видели — какой камень был и  каким стал. Такие действия хорошо закрепляются в памяти.

Вы можете сами придумать новые «авторские» загадки, и даже предложить детям самим придумать. Пусть не складные, но зато они подумали, включили мозг, мыслительный процесс пошел, и всем интересно!

Значит, загадки не только веселая и занимательная забава, но и очень полезная.
Дети учатся видеть предметы с разных его сторон:

— выделять главные и второстепенные признаки, для этого нужно быть очень внимательным и наблюдательным (важные качества человека);

— уметь мыслить, вспоминать и сопоставлять;

— фантазировать, чтобы придумывать свои загадки;

— уметь говорить и сопоставлять;

— анализировать;

— развивать память;

— пробудить интерес к новому;

— заинтересовать ребенка;

— находить нестандартные решения.

Конечно, велика роль общения, особенно, когда дети находятся в коллективе.

СССР — 2013, Детский Центр Развития, СПб

15.11.23

11
ПлохоНе оченьСреднеХорошоОтлично
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями!

Читать похожие истории:

Закладка Постоянная ссылка.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments